ВОПРОС ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Большую роль в современной методике преподавания любой теоретической или практической дисциплины в системе высшего образования играет педагогическая культура, состоящая, в свою очередь, из духовных и материальных ценностей и способов педагогической деятельности с целью воспитания и социализации личности учащегося. Педагогическая культура представляет собой важное звено самореализации преподавателя и студентов, эффективности их взаимоотношений в учебном процессе.

  Вопрос педагогической культуры представляет безусловный научно-практический интерес, поскольку он связан с эстетической, духовной и интеллектуальной сторонами педагогического взаимодействия двух основных объектов: преподавателя и учеников/студентов. Выражаясь иными словами, педагогическая культура представляет собой целую систему педагогических и профессиональных ценностей, необходимых в создании необходимого уровня педагогического взаимодействия.  

            Безусловно, педагогическая культура имеет прямейшую связь с личностными качествами педагога, уровнем его образованности, интеллекта и способов педагогического общения с участниками учебного процесса. Далее значимым представляется речевое поведение педагога, направленное на правильное течение учебного процесса в рамках требуемого уровня педагогического воздействия.

            В неразрывной связи с педагогическим поведением находится педагогическая позиция, т.е. определённый выбор поведения преподавателя в той или иной ситуации с целью повышения эффективности педагогического воздействия на обучающихся. К примеру, если студент не проявляет интерес к объясняемому на занятии материалу, педагог может выбрать какую-либо педагогическую позицию с одной целью – заинтересовать безразличного студента и вовлечь его в учебный процесс. Здесь следует отметить, что одна и та же цель может быть достигнута (полностью, частично или не достигнута вообще) с использованием разных педагогических позиций. Так, один педагог может внести игровой элемент или какое-либо интерактивное задание с целью повышения заинтересованности учащихся. Другой педагог может сделать строгое замечание студенту по поводу его отрешённости от учебного процесса. Третий педагог может вовсе не обращать внимания, продолжая занятие без внесения каких-либо изменений. Как видно из приведенных примеров, использование разных педагогических позиций приводит к самым разным результатам педагогического воздействия, причём как положительных, так и отрицательных.

            Учёные в области методики преподавания и педагогической деятельности доказали, что педагогическая культура создаёт необходимые условия для самореализации учащегося и формирования его личности. К сожалению, вопрос о педагогической культуре как необходимом элементе эффективного учебного процесса не привлекал достойного внимания педагогов в прошлом столетии. По этой причине традиционное обучение опиралось на централизацию роли учителя, имевшего право поругать непослушного или безразличного учащегося, выразить недовольство по отношению к его учебной деятельности, раскритиковать в классе или группе в присутствии других учащихся, причём, чаще в грубой форме.

            Здесь следует отметить, что современные условия обучения и подъём общественного сознания на более высокий уровень диктуют использование других, более развитых способов педагогического воздействия в рамках педагогической культуры и приемлемых норм педагогического поведения. За основу такого подхода берутся такие понятия, как гуманизм, интеллигентность, уважение к личности учащегося, которые исполняют роль «строительного материала» в создании условий обучающей коммуникации между преподавателем и учащимися. Всё это, как доказывает практика преподавания, способствует развитию мышления учащихся, нормализации их поведения и проявлению уважения по отношению к педагогу и другим учащимся.

            Немаловажную роль в формировании педагогической культуры играют также знания педагога, которые подразделяются на теоретические, методологические и технологические [Е.В. Бондаревская, 2000, с.38]. Теоретические знания позволяют педагогу ориентироваться в педагогической концепции. Пути познания педагогических процессов воспринимаются на основе методологических знаний. Технологические знания диктуют педагогу способы и методы передачи содержания учебного материала. Различают также общепедагогические знания, проявляемые в педагогической деятельности, а также прикладные знания, подразумевающие знания по отдельным дисциплинам.

            Проанализированные виды педагогических знаний можно изобразить в виде следующей взаимосвязи друг с другом:

 

 

Схема 1.

Виды педагогических знаний

  Согласимся с мнением Е.П. Белозерцева о том, что «способность педагогической личности к выполнению профессионально-обучающей деятельности посредством комплекса компетенций, знаний, навыков и умений обеспечивает профессиональную деятельность педагога» [Е.П.Белозерцев, 2004, с. 123].

           Отношение педагога к знаниям и формам их приобретения определяет содержание педагогической культуры и указывает на уровень педагогического мышления. Выделяются несколько видов мышления, одним из которых является критическое мышление, опирающееся на анализ педагогом своего отношения к учащимся. Критическое мышление педагога позволяет воспринимать собственные ошибки и недостатки в построении эффективного учебного взаимодействия с обучающимися. Традиционное обучение имело ряд недостатков, основным из которых являлось отсутствие самокритики педагогов. Другой формой мышления педагога является созидательная направленность, призывающая учителя работать над собой и не быть одинаковым на всех занятиях. Другим компонентом педагогической культуры является комплекс профессиональных знаний педагога.

            Несмотря на самостоятельное развитие, культура общества и культура личности дополняют и обогащают друг друга. Эту связь можно обосновать следующим образом: культура личности напрямую зависит от культуры общества, которое, в свою очередь, определяется совокупностью культур личностей, входящих в это общество. Эта совокупность вносит стимул развития общества и порождает индивидуальные интересы его членов. Иначе говоря, культура общества является движущим механизмом его развития и самосохранения.

            Культура личности формируется из духовного восприятия объектов мира, усвоения человеческих ценностей и идеалов. Культура определяет уровень гуманизма в индивиде и созидает его творческую активность. Если рассматривать культуру личности и общества сквозь призму педагогической деятельности, то можно утверждать, что педагогическая культура позволяет оценивать педагогические явления и процессы, усваивать педагогические ценности, направленные на творческую деятельность личности. В контексте педагогической культуры педагог не только воспроизводит её, но и внедряет в педагогическую деятельность.

            Содержание культуры личности включает такие понятия, как общая культура человека, профессиональная культура, педагогическая культура.

Составляющие культуры личности

            Несмотря на широкое использование термина «педагогическая культура» в современной педагогической науке, отдельных исследований, посвящённых содержанию и формированию педагогической культуры, мало.

Носителями педагогической культуры являются преподаватели, передающие знания обучающимся.

            А.В.Барабанщиков определяет педагогическую культуру как степень овладения педагогическим опытом и степень его совершенства в педагогической деятельности. Среди компонентов педагогической деятельности он указывает на педагогическую компетенцию педагога, уровень интеллигентности, эрудицию, нравственность, педагогическое мастерство, научно-исследовательскую деятельность, профессиональные качества, работу над собой [А.В.Барабанщиков, 2006, с. 18]. Перечисленные составные части педагогической культуры взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, однако основным элементом педагогической культуры считается педагогическая деятельность. Формирование педагогической культуры напрямую зависит от индивидуальных, творческих, психофизиологических, возрастных характеристик педагога и его жизненно-педагогического опыта [А.В. Барабанщиков, 2006, с. 19].

            Элементами профессионально-педагогической культуры являются аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Аксиологический компонент представляет собой комплекс педагогических ценностей, внедрённых в учебный процесс и способствующих овладению новыми знаниями, идеями и концепциями. Аксиологический аспект намечен на создание модели профессионально-педагогической культуры преподавателя, состоящей из совокупности педагогических ценностей, управляющих профессиональной  деятельностью педагога.

            Технологический компонент опирается на способы и приёмы осуществления педагогической деятельности преподавателя, передачи знаний и опыта учащимся в процессе обучающего общения.

            Личностно-творческий компонент направлен на процесс овладения профессионально-педагогической культурой. В рамках определённой педагогической концепции, преподаватель использует свой педагогический опыт и интеллектуальный потенциал, преобразуя имеющиеся знания в процессе обучения студентов. Профессионально-педагогическая культура параллельно развивает творческую деятельность педагога, набирая опыт в аспекте преподавания. Педагогическая культура формирует адекватные модели поведения педагога в конкретной ситуации, при этом сохраняя человеческие ценности и формируя нравственные, эстетические и общественно-правовые отношения между педагогом и обучающимся коллективом. Педагог, воздействуя на своих воспитанников, реализует себя и развивается вместе с ними.

            Человеческая натура – глубоко социальная, ибо человек не может существовать в одиночку. Где проявляется социальная сторона личности, там демонстрируется его культурное содержание. Культура общества и общественных отношений является необходимым инструментом человеческих взаимоотношений. Культура представляет собой комплекс духовных ценностей и концепций о жизни, внешнего и внутреннего мира человека. Вспомним, что слово «культура» зародилось в античном Риме. Первоначальное значение было связано с обработкой земли. Далее великий римский оратор, писатель и философ М.Т.Цицерон внёс другое значение в понятие «культура» - это «возделывание человеческого ума», «образование» [интернет ресурс].

            В 19 веке слово «культура» стало обозначать совершенствование духовного потенциала человека. В прошлом столетии возникло много разных толкований этого понятия. Так, например, И.Кант ассоциировал её с духовной красотой и нравственностью. Г.Гегель рассматривал культуру как развитие абсолютного духа. З.Фрейд определял культуру как сублимацию инстинктов. К.Леви-Строс интерпретировал культуру как совокупность знаков и символов [интернет ресурс].

            Культура состоит из ценностей, которые, в свою очередь, могут быть материальными и духовными. К материальным ценностям относятся произведения искусства, литературы и т.д. К духовным ценностям относятся обычаи, традиции и религиозные принципы людей.

            Проанализировав существующие точки зрения по поводу определения термина «педагогическая культура», можно обобщить его дефиницию: педагогическая культура представляет собой способ профессионально-творческой деятельности педагога с целью передачи знаний по определённому предмету или обучаемой дисциплине на базе педагогических технологий. Педагогическая деятельность неразрывно связано с культурой педагогического общения, которая, в свою очередь, опирается на общую культуру педагога. Педагогическая деятельность осуществляется с использованием различных видов и технологий в соответствии с потребностями и интересами обучаемых.

            Педагогическая культура должна формироваться в рамках объективности и внедряться в развитие общества и учебно-образовательных учреждений. В процессе формирования личности педагога приобретаются педагогические ценности, которые указывают на личностно-профессиональную компетентность педагога, уровень его педагогической культуры.

            В содержании педагогической деятельности выделяется группа учебной, воспитательной, научной, методической и общественной работы педагога. Такое многообразие педагогической активности преподавателя способствует его росту и развитию как в профессиональном, так и научном и общечеловеческом плане. У каждого педагога разрабатывается собственная система педагогических ценностей и профессиональных убеждений.

            Говоря о педагогических ценностях, следует не забывать, что они зависят от динамики общества и с изменением потребностей общества, тоже подвергаются изменениям и дополнениям. На каждом историческом этапе развития человеческого общества существовали разные педагогические ценности, соответствующие той или иной эпохе и отвечающие требованиям времени. Так, к примеру, в прошлом столетии существовал объяснительно-иллюстративный и грамматический подход в обучении иностранного языка, а в настоящее время внедрён коммуникативный подход с использованием новых компьютерных и педагогических технологий. В разные времена существовала разная оценка и мера использования тех или иных педагогических технологий и методов обучения в зависимости от потребностей образования.

            Анализ педагогических ценностей показывает, что они представляют собой совокупность ориентиров педагогической деятельности преподавателя. Вопрос о содержании педагогических ценностей представляет безусловный научно-практический интерес с точки зрения личностных качеств педагога, таких как справедливость, доброта, гуманность, честь и равноправие. Они создают фундамент для формирования совершенной личности педагога и осуществления правильно развивающейся педагогической деятельности. Всё это отражает внутренний мир педагога, ведь ценностное отношение является способом отражения действительности в человеческом сознании.

            Многовековой опыт и анализ педагогической деятельности преподавателя показывает, что педагог обязан обладать высокой культурой общения и коммуникативной толерантностью, которые проявляются в его отношении не только к своим воспитанникам, но и их родителям, коллегам и другим людям. Педагогическая профессия испокон веков пользуется особым почтением в обществе и занимает высокое положение в иерархии авторитетов. Коммуникативная толерантность призывает учителя к уравновешенности, терпимости и коммуникабельности с членами общества даже в неловких и эмоционально напряжённых ситуациях. В итоге формируется благоприятная обстановка для осуществления профессионально-педагогической деятельности учителя и учебной работы обучающихся.

            Педагогической аксиомой является факт, что учитель должен принять ученика или студента таким, какой он есть, со всеми недостатками, и лишь позже, в учебном процессе использовать своё педагогическое мастерство и воспитательную функцию для уменьшения или устранения этих недостатков, причём на высоком уровне воспитанности и культуры общения.

            В процессе проявления и реализации себя в речевом поведении языковая личность выбирает соответствующий своей цели, коммуникативному заданию стиль общения, который может быть фамильярным или официальным, прямым или косвенным и т.п. [Т.А.Чеботникова, 2011].

            Под толерантностью педагога понимается стремление помочь своим ученикам/студентам, проявление уважения к их личности, а также учёт их индивидуальных и психологических особенностей. Задачей педагога является развитие духовного мира и уровня интеллекта обучающихся, проявление веры в их способности. Педагог должен уметь выслушать своего воспитанника, понять его, рассмотреть ситуацию с его стороны, а не в стереотипных рамках традиционного подхода в образовании. Только так педагог сможет «установить мост» эффективного, доброжелательного и, самое главное, правильного педагогического общения с учащимися. В этом русле выявляется коммуникативная компетенция преподавателя.

            Коммуникативный акт, происходящий между преподавателем и учащимися, опирается на процесс слушания. Общеизвестно, что умение выслушать является составной частью общечеловеческой культуры общения, когда слушающий даёт понять собеседнику, что его слушают, понимают и их речь интересна. Психологи утверждают, что в процессе слушания необходимо поддерживать беседу киванием головой, жестами и короткими фразами или репликами «да», «нет» и т.п. Самым лучшим видом слушания является эмпатическое, которое формируется на переживании эмоций вместе с говорящим. Обычно при таком виде слушания не задают дополнительных вопросов, не критикуют и не оценивают ситуацию, а просто слушают и, тем самым успокаивают говорящего. В педагогической практике такой вид слушания позволяет учащемуся высказать своё мнение и быть дослушанным до конца.

            Слушая, педагог должен уметь вслушиваться в то, что говорят его воспитанники, слушать с интересом, не перебивая. Многие учителя слушают лишь для того, чтобы оценить учащихся, и это становится барьером коммуникативного характера. В процессе педагогического общения со своими студентами / учениками педагог играет главную роль, поскольку он «рулит» ситуацией. Желательно, чтобы в этом процессе педагог проявлял терпение, доброжелательность к своим собеседникам, уважительное отношение к их точке зрения, контроль за своим эмоциональным тоном, соблюдение норм этикета, оптимизм и его внушение, сохранение дисциплины класса/ аудитории.

            Т.К.Саттаров определяет профессиональную иноязычную коммуникативную компетенцию педагога, помимо языковой (лингвистической) и речевой разновидностей, социокультурным, компенсаторским и учебным компонентами [Т.К.Саттаров, 2009, с. 235].

Профессиональная компетенция опирается на правильном выборе языковых средств для выражения мыслей и осуществления диалога с учащимися. Способность сделать правильный выбор, осуществить необходимое ролевое речевое переключение, адекватно заявив о себе в различных ситуациях общения, является показателем сформированной коммуникативной личности, понимаемой как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной или социолингвистической компетенцией, позволяющей человеку быть не просто говорящим, а членом социально обусловленной системы общения [Т.А. Чеботникова, 2011].

Коммуникативный контекст предписывает участникам общения определенные типы речевого поведения в зависимости от их социального статуса, адекватная реализация которых возможна при условии правильного их определения и выбора соответствующих способов их языкового выражения.

            Педагогические ценности составляют совокупность индивидуальных, профессионально-групповых и общественных ценностей, которые функционируют в масштабах общества в виде морально-нравственных убеждений, философских принципов и общественного мнения. Это, выражаясь обычными словами, комплекс идей, норм, правил осуществления профессионально-педагогической деятельности преподавателя школы, среднего специализированного или высшего учебного заведения.

            Педагогическая культура достигает различные уровни развития у разных педагогов, поскольку каждый педагог имеет собственную модель организации учебного процесса, индивидуальный ориентир по применению тех или иных технологий и собственную точку зрения по моделям поведения в конкретной педагогической ситуации. Следует не забывать, что у каждого учителя вырабатывается собственный подход как в обучении, так и в воспитательной функции в работе с аудиторией. Важную значимость в данной системе приобретают педагогические ценности, раскрывающие личностные качества педагога и его профессиональную компетенцию. Сопоставление педагогической культуры и профессиональной деятельности преподавателей позволяет выявить разницу оценки педагогической личности. Причём, оценка общества складывается из совокупности индивидуальных оценок.

            Таким образом, работая над собой, педагог получает удовлетворение от образовательного процесса и приобретает навыки регулирования и устранения проблем, возникающих в нём. Педагогическая культура формирует в сознании преподавателя модели поведения в аудитории, общения с учениками или студентами, а также с коллегами и коллективом вообще. Педагогическая культура, как становится очевидным из анализа составных компонентов, базируется на их переплетении и взаимосвязи. Богатый потенциал педагогических ценностей создают почву для эффективного и правильно организованного обучения, от которого получают удовлетворение как преподаватель, так и обучаемые. Вопрос педагогической культуры занимает важное место во всей профессиональной и педагогической деятельности учителя.

Литература:

  1. Барабанщиков А.В. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса. – Москва: Высшая школа психологии, 2006. – 240 с.
  2. Белозерцев Е.П. и др. Педагогика профессионального образования. – Москва: Академия, 2004. – 368 с.
  3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. – 352 с. 
  4. Саттаров Т.К. Формирование профессиональных умений будущего учителя иностранного языка на практических занятиях по специальности (на материале английского языка): Автореф. дисс. …докт. пед. наук. – Ташкент, 2000. – 52 с.
  5. Чеботникова Т.А. Социальная роль и речевое поведение личности: инвариант и вариант. // Современные исследования социальных проблем, Т. 8, № 4, 2011. – С. 104. // Электронный ресурс: http//sisp.nkras.ru/4/chebotnikova.pdf.
  6. http://www.springer.com/978-1-85233-953-1
Xorijiy filologiya jurnali tahrir ha'yati