МЕДИАМАНИПУЛЯЦИЯ В ПАРАДИГМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ

В современных медиатекстах при-оритет получают факторы влияния на пользователей, которое осуществля-ется как через информирование, так и через воздействие. При этом воздействие может осуществляться явно, что, как правило, рассмат-ривается в русле пропаганды, которая понимается как «мобилизация общест-венного мнения на поддержку претендующих на общенациональный статус целей и ценностей и политическая социализация населения» [1]. Но более распространенным является скрытое воздействие, к которому относится манипуляция – одна «из наиболее искусных и в то же время беспощадных форм преобразования социального поведения СМИ» [2].

Скрытое воздействие, как правило, осуществляется в процессе обмена мнениями, в ходе которого отправитель сообщения передает собственное оценочное отношение посредством использования экспрес-сивных языковых средств или речевых фигур, что способствует оказанию воздействия на адресата. Это отражается в положении амери-канского ученого Г. Шиллера: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной» [3, с.36]. Манипулирование в СМИ осуществляется на разных уровнях: как на информационном, так и на воздействующем, согласно двум ведущим функциям языка СМИ: информирование и воздействие. Под манипулированием в медиатекстах понимается изменение мнения и поведения реципиента под влиянием прочитанного или услышанного.

Чем менее заметна манипуляция, тем она эффективнее, поэтому в СМИ с манипулятивной целью используются приемы имплицитного влияния, к примеру, апелляция к интересам простых людей, популярным мнениям и др. Так, использование приема апелляции к интересам простых людей рассчитано на создание доверительного контекста, который формирует расслабленное эмоциональное состо-яние адресата, способствует снижению уровня критичности, что повышает манипулятивный эффект. Таким образом готовится необходимый эмоциональный настрой, облегчающий принятие сведений. Например: «Весной прошлого года депутат мажилиса Берик Бейсенгалиев докладывал, что в 2024 году дети получат из Нацфонда по новой программе по 160-170 долларов. Подчеркивалось, что чем младше ребенок сейчас, тем больше будет накапливаться средств до его совершеннолетия». Авторы публикации обращают внимание на то, что инициатива президента особенную прибыль принесет детям, которые родились перед самым началом программы, поскольку накопления будут осуществляться в течение 18 лет. Таким способом подчеркиваются преимущества национальной прог-раммы для несовершеннолетних граждан Республики и забота правительства о будущем страны. Это подчеркивание внимания главы государства к интересам населения обеспечивает положительное воспри-ятие информации и направление внимания электората. Апелляция к интересам простых людей помогает автору текста сблизиться с получателем, вступить в диалог, обрести доверие и тем самым помочь принять выражаемую позицию.

Эффективным способом мани-пуляции является апелляция к популярному мнению», которая предполагает сообщение известной информации как стимул доверия к новой информации. В сознании адресата текста, как правило, возникает цепочка ассоциативных связей, вызывающих принятие того, что сопровождает прописные истины. Например: «Самая дешевая машина казахстанской сборки – Lada с классом «очень эконом». Стоит она 5,5 млн. тенге, но все равно недоступная для большинства, которому чтобы купить что-нибудь ненужное, нужно сначала продать что-нибудь ненужное, а у людей денег нет». В приведенном примере даны две отсылки к популярным мнениям. Первая: наименование стоимости автомобилей, собранных в Казахстане, «классом «очень эконом». Это суждение эвфемистически описывает низкое качество автомобилей, собранных в Казахстане, что усиливает манипул-ятивный эффект, поскольку непрямо характеризует объект. Вторая отсылка к популярному мнению – расхожее утверждение «у людей денег нет», которое в данном контексте может расцениваться двояко. С одной стороны, отсылку к популярному мнению «у людей денег нет» можно понимать следующим образом: граждане Казахстана в своем большинстве не имеют финансовых возможностей приобретать автомобили по указанной стоимости. С другой стороны, это суждение можно рассматривать как перефразирование устойчивого выражения: «я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Таким образом, отсылки к популярному мнению фор-мируют отрицательный образ автомобилей, которые выпускают казахстанские заводы. Воздейст-вующий эффект опирается на «вызов ответной реакции» [4, с.225] читателя и состоит в том, что однозначное утверждение, что качество автомо-билей казахстанской сборки не устраивает потребителей, отсутствует, но контекст и манипулятивный прием позволяет сделать соответствующие выводы.

Функциональная направленность на воздействие языка медиатекстов служит благоприятным фактором для раскрытия его лингвостилистических ресурсов. Язык медиатекста является способом и источником формирования общественного мнения, выражения авторской позиции, пропаганды, сопоставления и анализа различных точек зрения. Язык медиатекста оказывает влияние на сознание медиапользователей и не только вызывает эмоциональные реакции, но и формирует особенности мышления и поведенческие стереотипы. 

Особенности восприятия текстов массмедиа обусловлены языковой функцией языка, которая способствует формированию опыта, переработке поступающей информации, ее преобразованию в индивидуальную позицию и уникальную картину мира реципиента. Таким образом проис-ходит выработка социальных стереотипов и общественного мнения, «формирующегося по законам психи-ческой деятельности, но под контролем систем, норм и оценок, выработанных социумом» [5, с.8]. Языковые единицы используются в медиатексте с опорой на экстралингвистические причины, которые формируют особенности мышления и восприятия окружающего мира. Этот процесс формирования стереотипов, заданных эмоциональных реакций и мыслительной динамики является основой манипуляции сознанием потребителя информации. «В настоящее время под манипули-рованием обычно понимают систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам» [6, с.4]. Современные массмедиа оказывают влияние на потребителей посредством манипули-рования, поскольку таким образом посетители информационных ресурсов электронных СМИ в большинстве своем не осознают воздействия.

Манипуляции опираются как на эмоциональное реагирование, так и на рациональные характеристики. При этом в процессе манипуляции языковые единицы приобретают различные экспрессивные оттенки и получают прагматическую окрашен-ность, обусловленную авторским намерением. При восприятии инфор-мации значительную роль играет процесс интерпретации языковых единиц, который обусловлен манипуля-тивным воздействием или смежными технологиями. В частности, манипуляции в массмедиа находятся в тесном взаимодействии с пропагандой и внушением.

Пропаганда направлена на открытое формирование обществен-ного мнения. Пропаганда, как правило, обусловлена политическими процес-сами и включает прямое обращение или призывы к каким-либо действиям. Пропаганда осуществляется разными способами: предупреждение о чем-то срочном и важном; постоянное повторение информации об одном и том же в разной интерпретации, но с одинаковыми оценками, положитель-ными или отрицательными; использо-вание контраста: на фоне плохого рассказать о чем-то хорошем и наоборот; привлечение определенного окружения, создание так называемого ореола из известных фактов или личностей; свидетельство «очевидцев», которые в красках рассказывают о происходящем, с целью вызвать эмоциональный отклик; нагнетание значимости или ее снижение и др.

При применении способа «предупреждение о чем-то срочном и важном» информация предваряется фразами: «срочное сообщение; кризис; скандал и т.п.». «Такой приём СМИ используют для того, чтобы повысить нервозность и восприимчивость аудитории» [7]. В частности, новость о семейном разбирательстве на сайте «tengrinews» начинается со слов: «Скандал с выселением: Марат Айтенов подал в суд на экс-супругу и выиграл».

Способ «постоянное повторение информации» с целью привлечения к ней внимания используется в новостях о проведении линеек в Казахстане 1 сентября, о визите К.Токаева в Таджикистан. Эти новости присутствует на сайтах «tengrinews», «Караван», «NUR», «sputnik», «zakon» и др.

Способ «использование контраста» применяется с целью усиления значимости событий, личностей, ситуаций. Например, на титульной странице сайта газеты «Караван» за 23 августа представлено 11 новостей, из них 3 нейтральные и 1 положительная. Соответственно, информация о том, что «Казахстан поставил рекорд в смешанных единоборствах» вызывает особенный интерес, поскольку отражает достижения страны. Таким образом осуществляется пропаганда спорта.

Способ «нагнетание значимости или ее снижение» отражается в особенностях информационного пото-ка. В частности, это может быть любая информация, принятие которой необходимо организовать у потребите-лей, или, наоборот, отвлечь внимание пользователей от обсуждаемого вопроса. В частности, обсуждение террористической угрозы является толчком к усилению мер безопасности, которые, например, в Российской Федерации проявляются в стягивании вооруженных сил к границам государ-ства и в усилении мер гражданской обороны. Этот вопрос также отражается в СМИ Республики Казахстан. В частности, в городах и школах Казахстана проходят тренировочные мероприятия. Напри-мер, о том, как в Атырау проходили учения говорится в статье на сайте «GURK.kz»: «в ходе пожарно-тактического учения отработано ведение разведки, определение решающего направления, оценка обстановки по внешним признакам, создание штаба пожаротушения и организация его работы, управление силами и средствами на пожаре, взаимодействие противопожарных служб, персонала объекта и других служб при ликвидации пожаров нефти на объектах магистрального нефтепровода».

Пропаганда в массмедиа преиму-щественно не рассматривает оценочных наименований, обращаясь к фактическим данным, умозаклю-чениям и гражданским чувствам потребителя информации. Например, подробное освещение процесса об убийстве Салтанат Нукеновой, детальный анализ сложных отношений в семье, где супруг унижал и бил свою жену, помогло супруге другого представителя высшей власти Казахстана обратиться в социальные службы с заявлением о домашнем насилии. Таким образом, сработала система убеждения, которая сформиро-вала доверие к правоохранительным органам Республики и надежду на защиту. В частности, информацию об этом процессе публикуют медиаре-сурсы Казахстана: «СМИ24», «Тengri-news», «NUR», «Caravan», «Новое время» и др. В частности, в публикациях о Салтанат Нукеновой отдельное внимание было направлено на унижения, осуждения и побои, которым подвергалась в семье убитая.

Пропаганда в современных медиаресурсах приобретает скрытый характер и оказывает влияние на сознание потребителей информации посредством нескольких способов: предупреждение о чем-то срочном и важном; постоянное повторение информации об одном и том же в разной интерпретации; использование контраста; привлечение определенного окружения, создание так называемого ореола из известных фактов или личностей; свидетельство «очевидцев»; нагнетание значимости или ее снижение; шокотерапия – рассказ о событиях, вызывающих сильное эмо-циональное потрясение или имеющих негативный характер. Таким образом пропаганда приближается к манипуляции [8].

Внушение в медиапространстве – это «социально-психологический фено-мен» [9], согласно которому потребители информации оказываются под воздействием содержания текста и используемых в нем методов. К методам внушения в масс-медиа относится навязывание определенных мыслей и состояний. Технологии внушения снижают уровень контроля восприятия информации и оказывают воздействие на пользователя. Речь является мощным средством влияния. Соответственно масс-медиа используют тексты с целью воздействия на потребителей информации. Через язык сила внушения значительно увеличивается. Психологическими мотивами, способст-вующими эффективному внушению, являются свойства личности, склонной к сомнениям: «неуверенность, тревож-ность, робость, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, повышенная эмоциональ-ность, впечатлительность, слабость логического анализа» [10, с.268]. Помимо этого повышение уровня внушаемости может быть обусловлено напряженной ситуацией, стрессовым состоянием, усталостью, эмоциональ-ным подъемом, недостаточной осве-домленностью, ценностным характером информации. Однако для более эффективного влияния в масс-медиа используются речевые приемы: изобразительная лексика, контексту-альные образы, повторы ключевых слов.

Например, перифраз способствует повышению уровня ценности продукта: «Банановая плантация раскинулась на пяти гектарах в Сайрамском районе. Экзотическое растение там выращи-вают в промышленных масштабах». В представленном примере банан назван «экзотическим растением», поскольку в Казахстане самостоятельно, в дикой природе, это плод не растет. Перифраз выполняет усилительную функцию, так как несмотря на большую распростра-ненность продукта в торговой сети и популярность среди потребителей, территориальное произрастание бана-на является исключительным случаем для Казахстана. Таким образом, экспрессия перифрастического оборота строится на противоречии, обусловлен-ном торговым и сельскохозяйственным факторами. Посредством выразитель-ного образа создается почва для внушающей информации о ценности разведения бананов в Казахстане. Помимо изобразительной лексики в публикации усилению влияния способствует использование изобра-жения и видео. Соответственно внушающий эффект осуществляется посредством разных каналов восприятия и значительно усиливается через мультимедийность.

Другим примером изобрази-тельной лексики, усиливающей внушающий характер речи СМИ, является использование тропов. Метонимический перенос используется для передачи особенностей смысла и подчеркивания значимости: «При этом, чтобы получить достоверный голос, злоумышленники взламывают аккаун-ты в мессенджерах (WhatsApp, Telegram и др.), скачивают голосовые сообщения, загружают их в нейронную сеть либо используют технологии подмены голоса». Метонимия голос в значении «звучание голоса» использо-вана с целью подчеркнуть технические возможности нейросети. Метафори-ческий образ помогает привлечь внимание и обратить внимание на нюансы. Например: «Но корона Миссис Актобе 2024 была одна, и заслуженно ее завоевала мама шестерых дочек Индира Жантекенова. Ее семейный выход был, наверное, одним из самых зрелищных: на сцену вышла Индира со всеми своими девочками–принцессами и супругом. Индира не только многодетная мама, но еще успешный блогер, активистка, волонтер и предприниматель». Наименование до-черей победительницы конкурса красоты принцессами выполняет несколько функций: создание образа, интенсификация значимости, подчерк-вание статуса мамы – победительницы конкурса – королевы. Помимо этого, в публикации указано, что конкурс не имеет специальных требований к внешним данным участниц, более значимыми оказываются внутренние качества и таланты. Метафорическое наименование «(девочками)-принцес-сами» оказывает, таким образом, скрытое влияние, состоящее в привлечении большего количества участниц.

Контекстуальные образы, как правило, представляют собой расширенную метафору, которая формирует целостное представление на основании всего контекста. Например, в статье медиапортала Caravan.kz «Всего 700 тысяч тенге»: в «Самрук-Казына» жалуются на «низкие» зарплаты» создан образ убыточной компании, которая разрушительно влияет на экономику страны. Этот образ прослеживается на протяжении все публикации и выражается через использование языковых средств выразительности, фигур речи, заголовочных комплексов. «Самрук-Казына» является Фондом националь-ного благосостояния (ФНБ), однако его деятельность и функционирование дочерних компа-ний приносит убытки. В статье используются оценочные обороты и наименования. Например: «управление активами ФНБ крайне неэффективно»; «руководство квазиго-сударственного сектора «либо некомпетентные менеджеры, либо участники коррупционных схем», «компании «Самрук-Казына» свободно манипулируют доходами и расходами», «сумма убытка от обесценения настолько высока, что «съедает» чистую прибыль компаний по итогам года» и др. Приведенные характеристики отражают бесперспективную финан-совую деятельность фонда, что негативно отражается на налогоплательщиках Республики. Отрицательная оценка выражена в характеризующих лексемах, употреб-ленных в прямом значении: «неэффек-тивно», «некомпетентные», «коррупци-онные», «манипулируют», «обесценение». Помимо этого убыточный характер деятельности фонда отражен в сравнении: «танком наехали», в устойчивых оборотах: «что-то пошло не так», в переносных наименованиях: квазигосударство – в отношении «Самрук-К;азына». При этом понимание созданного образа возможно через обобщенное представление и сочетание изобразительно-выразительных средств: «Если «дочка» «Самрук-Қазына» успешная (а на ее сайте так и указано), то зачем вливать в нее такие сумасшедшие деньги? Возникли проблемы? А откуда?». Переносные употребления: «дочка» «Самрук-Қазына», «вливать деньги», эпитет «сумасшедшие деньги», риторические вопросы позволяют построить отрицательный образ, который способствует формированию негатив-ного мнения о компании. В данном случае влияние СМИ формирует негативное отношение к описываемому объекту [11].

Таким образом, внушение может быть оказано с помощью изобразитель-ной лексики и контекстуальных образов. Однако названными приемами психологическое влияние не исчерпывается.

Обобщая сказанное, необходимо обозначить, что манипуляция – это система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. Манипуляции в медиатекстах опираются как на эмоциональное реагирование, так и на рациональные характеристики. В ряду смежных с манипуляцией понятий в масс-медиа можно отметить пропа-ганду, внушение, стереотипизацию. К пропаганде относится явное воздействие с открытым формиро-ванием общественного мнения. Пропаганда в современных медиаре-сурсах приобретает скрытый характер и оказывает влияние на сознание потребителей информации посредст-вом нескольких способов: предупреж-дение о чем-то срочном и важном; постоянное повторение информации об одном и том же в разной интерпретации; использование конт-раста; привлечение определенного окружения, создание так называемого ореола из известных фактов или личностей и др. Внушение направлено на снижение уровня контроля восприятия информации и оказание воздействия на пользователя с помощью изобразительной лексики, контекстуальных образов, повторов ключевых слов. Рассмотрение возмож-ностей манипулирования в масс-медиа представляет собой богатый исследова-тельский потенциал, поскольку информационные ресурсы постоянно обновляются и совершенствуются.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Тогузаева Е.Н. Пропаганда как общенаучная категория// Право: история и современность, 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-kak-obschenauchnaya-kategoriya.

2. Кихтан В.В., Мамиева Б.Ю. К вопросу о манипулировании в современных СМИ// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-manipulirovanii-v-sovremennyh-smi

3. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. – М.: Мысль, 1980. – 326 с.

4. Хеллер С., Стил Т.Л. Монстры и волшебные палочки. Такой вещи как гипноз не существует / пер. с англ. и общ. ред. С.И. Сергеева. – СПб: Ювента, 1994. – 252 с.

5. Залевская А.А. Когнитивизм, когнитивная психология, когнитивная наука и когнитивная лингвистика.// Когнитивная лингвистика: современное состояние и перспективы развития./ Отв.ред. Н.Н. Болдырев. – ч.1. – Тамбов: ТГУ 1998. – с.6-9.

6. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный институт, 2006. – 44 с.

7.Ялова К. 10 самых популярных методов пропаганды и промывания мозгов. – URL: https://say-hi.me/marketing/10-rasprostranennyx-metodov-propagandy-i-promyvaniya-mozgov.html

8. Cross D.W. Propaganda: How Not to Be Bamboozled.// Language Awareness/ P. Eschholz, A. Rosa, V. Clark. – NY: St. Martin's press. – 1990. – Р. 149-161.

9.Горячев А.А. Внушение в массовой коммуникации: речевые особенности суггестивных текстов. Спецсеминар. – URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1455530852_2476.pdf.

10 Сиривля М.А. Перифрастическое манипулирование в газетной речи// Философия, язык и культура. Монография / отв. ред. Я.А. Максимов. – Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2013. – 318с. – С. 221-273.

11. Мирошниченко Г.А. Внушение в рекламе: особенности коммуникативного механизма.// Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2019. – Том 24 – № 2. – С. 264-272.

 

Shakenova M., Sirivlya M. Media manipulation in the paradigm of related concepts. The article examines the phenomenon of media manipulation and related categories such as propaganda and suggestion. Manipulation is a system of methods of covert ideological and socio-psychological influence in order to change people's thinking and behavior contrary to their interests. Manipulations in media texts rely on both emotional reactions and rational characteristics. Propaganda is a clear influence with the open formation of public opinion. Propaganda in modern media resources begins to acquire a hidden character and influence the consciousness of consumers of information through warnings about something urgent and important, constant repetition of information, etc. Suggestion is aimed at reducing the level of control over information perception and influencing the user through visual vocabulary, contextual images, and repetitions of keywords.

Shakenova M., Sirivlya M. Tegishli tushunchalar paradigmasida media manipulyatsiyasi. Maqolada media manipulyatsiyasi fenomeni va targ‘ibot va taklif kabi tegishli toifalar ko‘rib chiqiladi. Manipulyatsiya-bu odamlarning fikrlashi va xatti-harakatlarini ularning manfaatlariga zid ravishda o‘zgartirish uchun yashirin mafkuraviy va ijtimoiy-psixologik ta'sir ko‘rsatish usullari tizimi. Media matnlaridagi manipulyatsiyalar hissiy reaktsiyaga ham, ratsional xususiyatlarga ham tayanadi. Targ‘ibot jamoatchilik fikrini ochiq shakllantirish bilan aniq ta'sir ko‘rsatadi. Zamonaviy ommaviy axborot vositalarida targ‘ibot yashirin xarakterga ega bo‘lishni boshlang va shoshilinch va muhim narsa haqida ogohlantirish, ma'lumotlarning doimiy takrorlanishi va boshqalar orqali axborot iste'molchilarining ongiga ta'sir o‘tkazing.taklif vizual lug‘at, kontekstual tasvirlar, kalit so‘zlarni takrorlash yordamida ma'lumotni idrok etishni nazorat qilish darajasini pasaytirish va foydalanuvchiga ta'sir ko‘rsatishga qaratilgan.

 

 

Xorijiy filologiya jurnali tahrir ha'yati