Тухтасинов Илхомжон Мадаминович,
Профессор СамГИИЯ, доктор педагогических наук (DSc)
ВВЕДЕНИЕ
Вспышка COVID-19, начавшаяся в нашей стране в марте 2020 года, оказала влияние не только на экономическое развитие региона, но и на систему образования на всех её разных уровнях: от дошкольного образования до высшего и послевузовского. Распространение вирусного заболевания COVID-19 в Узбекистане привело к закрытию границ государств, введение жестких ограничительных мер карантина, ограничение свободы деятельности социальных сфер, в том числе образования и перевод на дистанционное обучение среднего и высшего звена образования. Настоящая статья исследует переход на дистанционное обучение, трудности, возникшие в этом процессе, а также преимущества онлайн образования. Для дистанционного онлайн обучения во время пандемии использовались, в основном, образовательная платформа Moodle ипрограмма Zoom. Подобное исследование позволит выявить преимущества и недостатки образовательной платформы Moddle, других интернет ресурсов и определить факторы, влияющие на качество дистанционного образования в условиях пандемии, отметить отношение студентов к дистанционному образованию и предложить доработки к существующим образовательным платформам.
Введение жестких карантинных мер, касающихся ограничений социального характера, способствовало развитиюальтернативной формы образования и переходу от традиционной очнойформы к онлайн-обучению. Как справедливо указывает М.Тэсар, «пандемия COVID-19 способствовала появлению ряда проблем в системе высшего образования с точки зрения преподавания, обучения, научно-исследовательского сотрудничества и административного управления [M. Tesar, 2020, р. 557].
Пандемия привела к беспрецедентному по своим масштабам эксперименту, когда все уровни образования по всему миру либо прекратили свою деятельность на определенный период, либо попытались обеспечить беспрерывный процесс обучения при помощи информационно-компьютерных технологий и специальных образовательных платформ [Д.Ахмеджанова, 2020].
Условия пандемии предоставили возможность переосмыслить и даже перепроектировать систему образования с помощью эффективного плана контроля устойчивости и качества онлайн формы обучениякак в перспективе, так и на текущий момент. В связи с этим, была пересмотрена роль и эффективность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в онлайн-обучениив системе высшего образования. До нынешнего глобального кризиса в области здравоохранения взгляды на дистанционное обучение порой оставались спорными, а иногда доходили до критических моментов, не раскрывая самой сути онлайн образования, особенно когда люди сомневались в эффективности и преимуществах, предлагаемых такой формой обучения.
Уже на начальном этапе переход с традиционной формы образования на онлайн-обучение рассматривался как единственное средство осуществления учебного процесса и устранения разрыва связи между преподавателями и студентами. Здесь, однако, нельзя не согласиться с высказыванием ряда видных зарубежных специалистов о том, что «студенты и преподаватели чувствовали много опасений относительно эффективности обучения и взаимодействия во время пандемии» [P.C. Herman, 2020; K.H. Mok&Z.Q. Wang, 2020].
Карантин заметно повлиял ина международное высшее образование, поскольку из-за ограничений на выезды и закрытия учебных корпусов многие студенты изменили или отменили свои планы обучения зарубежом. В нашей стране также ожидалось значительное сокращение числа прибывающих иностранных студентов. В связи с пандемией и объявлением карантина, учитывая большой риск заражения вирусом, многим отечественным студентам также пришлось приостановить обучение в заграничных вузах, обезопасив, таким образом, своё здоровье.
Мировая статистика показала следующие результаты опроса, проведенного Институтом международного образования: примерно 90% колледжей и университетов США ожидали снижения числаиностранных студентов, а 30% вузов указали на существенное снижение числа приезжих студентов в 2020-2021 учебном году. Недавнее исследование, опубликованное Британским советом в апреле 2020 года, показывает, что лишь 39% китайских студентов, как самая высокая доля иностранных студентов в Великобритании, не уверены в отмене своих учебных планов. Аналогичным образом, австралийские вузы столкнулись с потерей примерно свыше сотни тысяч студентов-китайцев в нынешнем учебном году [S.Mercado, 2020].
Действительно, негативное влияние пандемии на мобильность студентов отразилось значительными финансовыми затруднениями в университетах и странах, зависящих от притока иностранных студентов, а точнее – иностранного капитала. Более того, международный образовательный сектор превратится в рынок покупателей, в которой поступающие иностранные студенты становятся дефицитными источниками. Учитывая тот факт, что распространение пандемии было неравномерным в разных странах и регионах, поток студенческой мобильности также оказалсяразным. Например, после периода стабилизации пандемии и роста положительных показателей в сфере здравоохранения, некоторые страны Восточной Азии с благоприятной ситуацией станут основными потенциальными направлениями для мобилизации студентов.
Последствия пандемии в системе высшего образования проявляются в различных аспектах, причём не только негативных, но и положительных. Так, во время пандемии особое внимание уделялось сотрудничеству в области международного высшего образования. Так, на вебинаре, организованном Высшей школой образования Университета Тохуку (2020), посвященном «стабилизации» международного высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ключевым словом, касающимся будущего, было «сотрудничество». Администрация высших учебных заведений и профессорско-педагогический составпрекрасно осознают тот факт, что разрозненно учебные заведения не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией. Напротив, сотрудничество крайне необходимо. Несмотря на то, что восстановление международного сотрудничества требует больших усилий, обнадеживает тот факт, что пандемия создала прекрасную возможность и условия для укрепления региональных связей.Учитывая, что пандемия COVID-19 наложила свой негативный отпечаток на интернационализации высшего образования, заметно ощутима тенденция регионализации в международной практике как во время, так и после карантинных мер.
В карантинных условиях учебные заведения разработали плавный переход с целью продолжения учебного процесса с использованием электронных ресурсов. Естественно, в самом начале перехода на дистанционную форму обучения, изменения в организации образовательного процесса потребовали время для адаптации как преподавателей, так и студентов. Следует отметить главное преимущество онлайн образования, которое заключается в его относительной простоте, особенно при использовании исследовательских проектов с одной и той же целевой аудиторией. В процессе онлайн-обучения студенты получают доступ к лекциям наряду с аудио-и видеоконтентом, связанным с их учебной программой. Помимоэтого, студентам также предоставляется возможность упорядоченного обучения, т.е. студент лучше взаимодействует с преподавателем, давая ему эффективнее оценить свои знания, а также способствовать дальнейшему продвижению согласно учебному плану.
Как и любой другой процесс, дистанционное обучение также имеет свои недостатки. В онлайн-классе меньше возможности для педагогического взаимодействия и общения студентов и главную роль в онлайн-аудитории играет учитель. Исследование показывает, что личные факторы пользователей не оказывают прямого влияния на удовлетворенность пользователей, в то время как доступность обучающей платформы оказывает наибольшее влияние на удовлетворенность пользователей [T.Chen, 2020].
Стоит отметить, что не всегда процесс дистанционного обучения может сложиться удачно. Связано это с тем, что у одних студентов, имеющих беспроблемный доступ в Интернет, онлайн-образование может сложиться крайне эффективно, в то время, когда у других студентов за неимением возможности подключиться к сети, причиной которого может стать проживание в сельской или горных местностях, данная проблема может стать препятствием для образовательного процесса. Несмотря на то, что образовательный процесс был доступен только через онлайн-сеть, также были выявлены другие затруднения в различных сферах онлайн-деятельности во время пандемии COVID-19.
Онлайн-обучение не может заменить традиционную аудиторию, где происходит реальное общение не только с учителем, но и между обучающимися студентами. Преподаватели подтверждают, что учебные пособия, доска, презентации, дискуссии и т. д., не используются эффективно на онлайн уроках. Также немаловажно отметить, что к сожалению не все студенты в сельской местности могут позволить себе иметь ноутбук для онлайн-занятий. Другие студенты не имеют должных знаний об онлайн-инструментах, либо ограничены финансово и домашняя обстановкане позволяет заниматься онлайн. Однако академическая деятельность должна быть хорошо продумана и организована без каких-либо сбоев.
Незаинтересованность и отсутствие живого общения в виртуальном классе, слабое сетевое соединение, отсутствие внимания на онлайн-занятиях, беспрецедентный онлайн-класс по сравнению с традиционным классом – вот недостатки дистанционного образования.
С другой стороны, онлайн-обучение является новой концепцией как для студентов, так и для преподавателей, и при должной осведомленности процесс дистанционного обучения может быть успешно организован. Сравнительно быстрый переход на дистанционное обучение и работу создал многочисленные проблемы для сектора образования, в том числе и высшего, когда студенты университетов столкнулись со значительными препятствиями в процессе учебы. Как показали результаты исследований, главными проблемами для студентов стали опасения по поводу заражения вирусом и сампроцесс обучения.
Так, были выявлены следующие препятствия:
1) нехватка времени на подготовку: преподаватель не смог вовремя подготовить учебный материал, так как подготовка требует достаточного времени;
2) изоляция учителей/студентов, оставляющая их вне коммуникации;
3)необходимость соответствующего учебного подхода для поддержания мотивации и вовлеченности студентов в течение длительного периода онлайн-обучения.
Многие технологически развитые страны уже имели программы электронного обучения и онлайн-образования, когда пандемия только началась. В то время как в развивающихся странах, где доступность интернет-услуг и технологического оборудования часто ограничена, адаптация к обучению была более сложной. Е. Чун, Г. Субраманиам и Л.Дасс (2020) изучили и проанализировали онлайн готовность к обучению среди студентов высших учебных заведений в Малайзии. Результаты, полученные от 399 студентов двух разных курсов, показали, что респонденты в целом были готовы к онлайн-обучению. Однако более половины опрошенных заявили, что не хотят продолжать онлайн-обучение в будущем, если им будет предоставлен выбор. В то время, когда доступ в Интернетстал самой большой проблемой для студентов старших курсов, понимание содержания предмета также было серьезной проблемой для дипломированных студентов [E.Chung, G. Subramaniam, L. Dass, 2020, p. 56-57].
Исследователи Е. Эмон, А. Алиф и М. Ислам также рассмотрели проблемыонлайн-обучения в Бангладешев высших учебных заведениях во время принудительного закрытия школ в связи с пандемией COVID-19. Хотя некоторые считают это политикой, благоприятной для образования, недавний опрос 2038 студентов в 45 высших учебных заведениях, управляемых BioTED, новой учебной и исследовательской инициативой, показал, что треть бангладешских студентов не хотят участвовать в онлайн-академической деятельности. Это же исследование также показало, что 55% студентов не имели исправного подключения к сети Интернет, а 44,7% не имели средств подключения к сети, таких как, например, ноутбук, ПК, планшет, и т.д. для эффективного участия в онлайн-процессе [E.Emon, A.Alif, M.Islam, 2020, р. 42-43].
Н. Капасия и др. изучили влияние пандемии COVID-19 на студентов и аспирантов из различных колледжей и университетов Западной Бенгалии, используя онлайн-опрос с участием 232 студентов, который был проведен с 1 по 8 мая 2020 года [N. Kapasiaandothers, 2020]. Исследование показало, что студенты, особенно из отдаленных и неблагополучных районов, столкнулись с различными проблемами, связанными с депрессией, плохой сетью и непригодными домашними условиями для обучения. У студентов были парадоксальные точки зрения и понимание обучения. Часть студентоввысказывали мнение о том, что, дистанционное обучение на дому позволяет им эффективно контролировать свой собственныйграфик, что дает им дополнительное время для себя, ежедневных упражнений и времяпровождения с семьей. В то же время они учатся в комфортной и спокойной обстановке. Другие утверждали, что преподаватели перегружают их заданиями, и поэтому им трудно контролировать свой график. Помимо этого, у многих студентов возникало чувство отвлечения другими членами семьи (младшими братьямиили сестрами) или бытовым шумом, в то время как некоторые из них думали, что по сравнению с очным обучением дистанционное обучение было гораздо более утомительным. Они жаловались на техническую сложность во время учебы, дорогостоящие расходы за Интернет и проблемы с доступом к учебным материалам во время онлайн-уроков.
Как показал наш опыт, схожиепроблемы были выявлены и у отечественных студентов, у которых наблюдались проблемы с подключением к сети интернет, а также отвлечение от учебного процесса другими членами семьи, домашними хлопотами и т.п.
В качестве отечественного примера касательно перехода на онлайн-обучение в период пандемии был выбран опыт Самаркандского государственного института иностранных языков. Согласно отчетно-статистическим данным учебного заведенияв учебном процессе дистанционного образования было задействовано 368 преподавателей, что составило 100% от общего числа профессорско-преподавательского состава. Высокий показатель посещения онлайн занятий также был отмечен среди студентов: из 4958 студентов в онлайн обучении было задействовано 4720 человек, что составило 95,2 % от общего контингентавуза.
Дистанционное образование стало возможным на основе применения трех основных факторов: образовательной платформы Moodle, программы Zoom и мессенджера Telegram. Своевременный качественный переход на онлайн обучение позволил выпустить в 2019-2020 учебном году 695 выпускников, среди которых 592 (85,1 %) получили степень бакалавра и 103 (14, 9 %) - степень магистра. Следует отметить, что защита магистерских диссертаций (всего 103 работ) была осуществлена с использованием программы живого общения Zoom. Таким же образом успешно была проведена и защита выпускных квалификационных работ (207 работ = 99, 5 %).
Анализ читаемых дисциплин согласно государственным стандартам в СамГИИЯ в 2020-2021 уч.гг. показал, что из 825 предметов 396 были успешно пройдены в первом полугодиив онлайн режиме с использованием платформы Moodle и программы Zoom. Для студентов, не имевших возможность подключенияк обучающим платформам, были разработаны специальные комплексы предметов.
С целью повышения качества онлайн-образования в текущем учебном году была осуществлена масштабная проверка исправности компьютерного оснащенияучебного заведения иподключения к сети интернет, приобретены новые компьютеры, а также назначена новая должность в лице заместителядекана по дистанционному образованию. Свыше 100 видеоуроков, созданных преподавателями института, были использованыболее 3500 студентами. Следует также отметить, что по общему контингенту учебного заведениявсего 95 студентов не имели возможности проходить обучение онлайн. Для них была запланирована закупка специальных планшетов с загруженными видеоуроками и читаемыми предметами.
Проведенный опрос среди студентов СамГИИЯ о качестве онлайн-образовании показал, чтоу многих респондентовв основном возникали проблемы с доступом к образовательной платформе Moodle и программе Zoom из-за слабой мобильной и интернет связей в сельской местности. В связи с этим, многими студентами было высказано мнение о проведении практических работ по улучшению мобильной и интернет связей в отдалённых кишлаках и аулах. Кроме этого, студенты посчитали рациональным снижение цен на мобильные трафики и интернет пакеты.
Аналогичный опыт был выявлен и в исследованиях зарубежных авторов, когда у студентов возникали проблемы с техническими неполадками устройств, нестабильным или ограниченным доступом в Интернет, затратами на сеть, покупкой новых компьютеров, ноутбуков, планшетов и пр., новых программ или приложений, неопытностью или отсутствием навыков в ИКТ, неэффективными учебными платформами [M. Rahiem, 2020, p. 6127].
Исследование выявило четыре различных принципов обучения:
- обучение, направленное на воспроизведение,
- обучение, направленное на осмысление,
- обучение, направленное на применение,
- неориентированное обучение.
При обучении, направленном на воспроизведение, учащиеся стремятся вспомнить учебный материал, чтобы иметь возможность воспроизвести его в письменном виде. Они запоминают учебный материал и последовательно изучают его шаг за шагом. Студенты уделяют большое внимание правилам, предоставляемым преподавателями и инструкторами. Причина, по которой они учатся– сдать экзамен или проверить свои способности.
Студенты, которые учатся осмысленно-направленно, используют более глубокий подход к обучению. Они пытаются понять значение того, что они изучают, исследовать отношения между различными фактами или взглядами, структурировать учебные материалы в единое целое и критически относиться к полученным знаниям. Они учатся саморегулируемым образом и не ограничиваются предписанными материалами. Студенты, обучающиеся методом применения знаний, стремятся исследовать связь между полученными знаниями и внешним миром. Они пытаются найти примеры того, что они делают, и думают о том, как они собираются применить то, что они изучают в реальности. Студентына неориентированном обучении не знают, как справляться с учебой. Эту тенденцию можно также наблюдать при переходе студентов из одного типа обучения в другой, например, из средней школы в высшую, из бакалавриата в магистратуру или студентов из другой страны с различными педагогическими методами. Они продолжают следовать методу, использованному ранее, поскольку еще не знают, как учиться лучше. Вдобавок, они придают большое значение тому, чтобы сокурсники и учителя оказывали им поддержку и помогали адаптироваться.
На первоначальном этапе изменение методов обучения повлияло на учебные привычки студентов. Студенты привыкли к общепринятым методам обучения очно и им было нелегко адаптироваться к дистанционному онлайн-обучению. Студенты, вероятнее всего, владели репродуктивно-ориентиро-ванными моделями обучения до пандемии, с помощью которых учились в основном для сдачи экзамена. До перехода на онлайн-обучение студенты имели некую зависимость от преподавателей, и естественно приспособление к онлайн платформам и стабилизация процесса дистанционного обучения представляло трудности. Более того, многие студенты утверждали, что отсутствие живой коммуникации между преподавателем и студентом являлось большим препятствием на пути усвоения материала [M. Rahiem, 2020, p. 6128].
Однако внедрение и использование ИКТ в образовательном процессе также имеет свои недостатки. Доказательством этого может служить мнение студентов о том, что онлайн-обучение лишило студентов возможности живого общения со сверстниками, командной работы над групповыми проектами, а также мотивации. Кооперативное обучение является одним из десяти высокоэффективных методов обучения, которые улучшают развитие студентов. По этой причине крайне важно изучить альтернативные способы развития у студентов навыков общения и совместной работы во время онлайн-обучения. Онлайн-обучение может быть эффективным для теоретических предметов, но не для практических уроков, таких как разговорный иностранный язык или практика перевода текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что очередная пандемия или кризисы в области здравоохранения могут возникнуть в любой момент; поэтому крайне важна предварительная подготовка, позволяющая обществу противостоять угрозам такого рода, студентам адаптироваться к дистанционному обучению в условиях пандемии, а преподавателям быть готовыми к проведению учебных занятий врежиме онлайн. Крайне важно, чтобы университеты были не только осведомлены, но и оснащеныновейшими доступными ИКТ, поскольку они являются альтернативой обучения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Также следует отметить, что в условиях затянувшейся пандемии и угрозы повторного принятия карантинных мер в случае резкого увеличения прироста заболеваемости, актуальным остается вопрос о переходевновь на дистанционное онлайн обучение. Данная работа может способствовать разработке эффективных методов и инструментов онлайнобучения, а также послужить основой для дальнейших исследований в сфере высшего образования.
Литературы:
1. Д. Ахмеджанова. Как изменится онлайн-обучение в Узбекистане после карантина. https://www.spot.uz/ru/2020/11/18/education/
2. T. Chen, L. Peng, X. Yin, J. Rong, J. Yang, G. Cong. Analysis of user satis faction with online education platform sin China during the COVID-19pandemic.// Healthcare Journal, 2020.
3. E. Chung,G. Subramaniam, L. Dass. Online learning readiness among university students in Malaysia amidst Covid-19.// Asian Journal of University Education, 2020. - №16(2), P.45–58.
4. E.K. Emon, A.R. Alif, M.S. Islam. Impact of COVID-19on the Institutional Education System and its Associated Students in Bangladesh.// Asian Journal of Education and Social Studies, 2020. – P. 34–46.https://doi.org/10.9734/ajess/2020/v11i230288
5. P.C. Herman. Online learning is not the future. June10,2020.Inside HigherEdhttps://www.insidehighered.com/digital-learning/views/2020/06/10/online-learning-not-future-higher-education-opinion.
6. N. Kapasia, P. Paul, A. Roy, J. Saha, A. Zaveri, R. Mallick, P. Chou han. Impact of lockdown on learning status of undergraduate and postgraduate students during COVID-19pandemicinWestBengal,India.// Children and Youth Services Review, 2020. –№ 116, Article 105194. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105194
7. S. Mercado. International student mobility and the impact of the pandemic. // BizEd:AACSB International. June11,2020https://bized.aacsb.edu/articles/2020/june/covid-19-and-the-future-of-international-student-mobility.
8. K.H. Mok, Z.Q. Wang, D. Naubauer. Contesting globalization and implications for higher education in the Asia–Pacific region: Challenges and prospects. // Higher Education Policy, 2020. - № 33(3). – P. 397–411.
9. M. D. Rahiem. Technological Barriers and Challenges in the Use of ICT during the COVID-19 Emergency Remote Learning.// Universal Journal of Educational Research, 2020. - №8 (11B). – P. 6124–6133. https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082248
10. M. Tesar. Towards apost-Covid-19 “New Normality?”: Physical and social distancing, the move to online and higher education.// Policy Future in Education, 2020. - № 18(5). – P. 556–559.
Тухтасинов И. Ўзбекистонда COVID-19 пандемияси даврида олий таълим тизимида ўқув жараённи шакллантириш хусусиятлари. Мазкур мақолада COVID-19 пандемияси даврида анъанавий таълим тизимидан онлайн режимга ўтказиш масалалари ёритилган. Хорижий давлатларда пандемия шароитида таълим тизимининг онлайн трансформацияси таҳлили ўтказилган ҳамда юртимизда карантин шароитида олий таълим тизимида Moodle платформасининг ишлатилиши ва ўқув жараённинг онлайн тарзда шакллантирилишининг ижобий ва салбий томонлари аниқланган.
Tukhtasinov I. Features of learning process formation in the higher education system of Uzbekistan during Covid-19 pandemic. The present article highlights issues related to the formation of the educational process during transition from the traditional form of education to online learning at the peak of COVID-19 pandemic. Along with the analysis of the educational process transformation during pandemic in the foreign countries, the study also covers and analyzes the domestic experience of online learning using the Moodle, as well as represents the advantages and shortages of this process.