Каждый подлинный творец стремится к самовыражению через творчество: он создаёт новые идеи, передаёт на бумаге свои внутренние переживания и обращается к читателю посредством художественного слова. В каждом произведении чётко ощущается индивидуальность писателя, его неповторимый стиль и оригинальное восприятие окружающего мира. Именно художественный текст служит отражением авторского мироощущения, эстетических взглядов и жизненной позиции. Следует отметить, что в творчестве писателя некоторые элементы занимают особое место. Среди них художественный текст и персонаж играют ключевую роль. Эти два компонента являются основными и тесно взаимосвязанными частями литературного творчества.
Как известно, художественный текст – это выражение воображения, мировоззрения и художественного мышления автора. Такой текст раскрывает свою суть через различные образы и персонажей. Иначе говоря, художественное произведение описывает не конкретные события, а жизненные картины через образы.
Персонаж же является главным средством выражения основных идей автора. Именно через персонажа раскрываются человеческие чувства, социальные проблемы и нравственные ценности. Без персонажа художественный текст превращается в простой рассказ и не может оказать необходимого эстетического воздействия на читателя [Жураев. 2010: 88-97].
Художественный текст обогащён образным языком и стилистическими средствами, а персонажи являются «носителями» этого языка, они живут в произведении и обретают эстетическое выражение. Кроме того, через персонажей читатель знакомится с мировоззрением автора, духом эпохи и социальными вопросами, что, в свою очередь, создаёт основу для взаимодействия между читателем и писателем.
Персонаж – это созданный автором образ, участвующий в литературном произведении, через которого выражаются определённая идея, мысль, характер или социальное состояние. Персонажи служат движущей силой событий в произведении. Персонаж обладает особым художественным значением, с его помощью автор освещает общественные явления, человеческие отношения и нравственные вопросы. Речь, действия и внутренний мир персонажа помогают раскрыть его характер [Жураев. 2010: 92-95].
Конечно, когда писатель творит, в его произведениях проявляется своеобразие, которое принадлежит именно этому автору: некоторая уникальность, таинственность и художественная гармония. Существуют такие творцы, что при прочтении их определённого произведения или даже небольшого фрагмента, читатель сразу же может определить, кому принадлежит это творение. Одним из таких писателей является Оскар Уайльд. В его творчестве также прослеживается разнообразие и неповторимость.
В художественном стиле Уайльда можно увидеть различные черты: стремление к эстетике и красоте, иронию, парадоксы и афоризмы; критическое отношение к обществу; сочетание внешней изящности и внутренней сложности.
Одним из шедевров Уайльда является роман «Портрет Дориана Грея», и отрывок из него может служить подтверждением вышеизложенных мыслей. В нём лорд Генри говорит:
«Красота – это форма гениальности, и, по сути, она выше гениальности» (Beauty is a form of genius – is higher, indeed, than genius). Для Уайльда красота – это не только внешность, но и особый способ восприятия жизни [О. Уайльд, “Портрет Дориана Грея”, с. 24].
Краткие, острые и парадоксальные высказывания занимают важное место в стиле Уайльда. Примером тому может служить следующая фраза из романа «Портрет Дориана Грея»: «Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему» (The only way to get rid of temptation is to yield to it) [О. Уайльд, “Портрет Дориана Грея”, с. 28].
Без сомнения, использование парадоксов и ироничных выражений для критики общества является одной из самых характерных черт Уайльда.
Через своих литературных персонажей он осуществлял социальную критику. Для разоблачения лицемерия в обществе он использовал героев своих произведений.
В пьесе «Как важно быть серьёзным» (“The Importance of Being Earnest”) главный герой Алджернон представлен как персонаж, который постоянно лжёт, но при этом раскрывает правду [О. Уайльд, “Как важно быть серьёзным”, с. 24-31].
В пьесах Уайльда можно увидеть критику викторианского общества: его лицемерия, лицемерной нравственности и гендерных ролей. Например, в одной из фраз он иронизирует над браком: «В семейной жизни трое – это компания, а двое – ничто» (In married life three is company and two is none) [О. Уайльд, “Как важно быть серьёзным”, акт I].
Здесь персонаж Алджернон, ссылаясь на своего вымышленного друга Банбери, иронично намекает на то, что отношения между двумя супругами недостаточны, и только появление «третьего» придаёт жизни интерес.
Этим выражением Уайльд с юмором критикует викторианское представление о браке и верности.
В драматических произведениях Уайльд вкладывает в уста своих персонажей запоминающиеся, глубокие по смыслу, зачастую ироничные высказывания. «Женщин нужно любить, а не понимать» (Women are meant to be loved, not to be understood). Данная фраза взята из сборника афоризмов писателя и служит ироничной критикой гендерных стереотипов викторианской эпохи. Уайльд разоблачает то, как мужчины воспринимают женщин скорее, как эстетический объект, чем как личность, достойную понимания [О. Уайльд, “Эпиграммы и афоризмы”, с. 47].
Парадоксальность этой фразы заключается в том, что она одновременно звучит как шутка, критикует общество, идеализирующее женщин, и вскрывает ограниченность мужского мировоззрения.
В творчестве Оскара Уайльда пьесы занимают особое место. Многие из его пьес до сих пор экранизируются и представляются публике в различных художественных формах. Диалоги в пьесах Уайльда построены в сатирическом тоне, через который он обнажает лицемерие общества и нравственные противоречия. Так, в пьесе «Идеальный муж» (“An Ideal Husband”) один из главных героев, сэр Роберт, говорит: «Мораль – это всего лишь отношение, которое мы испытываем к людям, которых не любим» (Morality is simply the attitude we adopt towards people we personally dislike). Здесь Уайльд ставит под сомнение моральные нормы общества, связывая их с личной выгодой [О. Уайльд, “Идеальный муж”, с. 56].
О жизни и творчестве Оскара Уайльда написано множество исследований. Учёные, литературоведы и критики анализировали его художественный стиль, отношение к иронии, эстетике, моральной и социальной критике, а также его подход к драматическим и эпическим произведениям. Одним из таких исследователей является Ричард Эллманн, известный американский литературовед, биограф и писатель. Он занимает высокое положение в англоязычном литературоведении XX века.
В своей фундаментальной биографии под названием «Oscar Wilde» Эллманн всесторонне анализирует жизнь и творчество писателя. Эта книга считается одним из самых глубоких и зрелых исследований об Уайльде. В ней Эллманн подробно рассматривает детство писателя, его образование, культурное формирование, эстетические взгляды и литературное направление. По мнению Эллманна, Уайльд прожил свою жизнь в два этапа: сначала как «беспечный», а затем как «жертва»:
«Уайльду пришлось прожить свою жизнь дважды: сначала в замедленном темпе, потом на полной скорости. В первой фазе он был шалопаем, во второй – козлом отпущения» (Wilde had to live his life twice over, first in slow motion, then at top speed. During first period he was a scapegrace, during the second a scapegoat). Если проанализировать это утверждение, выражение «first in slow motion» («сначала в замедленном темпе») относится к жизни Уайльда до конца 1880-х годов. В этот период он создаёт свои величайшие произведения, такие как «Портрет Дориана Грея», «Как важно быть серьёзным», «Веер леди Уиндермир»; пропагандирует идеи эстетизма и декаданса, становится известен как «денди» и «остроумец». Выражение «slow motion» символизирует его изысканный, утончённый образ жизни с собственным эстетическим ритмом [Р.Эллманн, “Оскар Уайльд”, с. 510]. «Then at top speed» («потом на полной скорости») – через эту фразу Эллманн описывает период жизни Уайльда после 1895 года. В том году он оказался вовлечён в судебный процесс с маркизом Куинсберри, был осуждён за аморальное поведение и отправлен в тюрьму, после чего его личная и творческая жизнь обрушилась. Жизнь Уайльда внезапно вышла из колеи, он стал жертвой социальной карающей машины, и поэтому Эллман характеризует его так: «scapegrace» – бунтарь, пренебрегавший социальными нормами в молодости, и затем «scapegoat» – жертва, подвергшаяся наказанию обществом [Р.Эллманн, “Оскар Уайльд”, с. 510].
Эллманн показывает Уайльда не только как талантливого писателя, но и как творца, который с помощью своего искусства превращал личную жизнь, противоречия и внутренние страдания в художественный язык. Жизнь Уайльда – это яркий пример сложной борьбы между личным и общими социальными истинами, и назвать это преувеличением было бы несправедливо.
Русские литературоведы также по-разному подходили к критике творчества Уайльда. Одним из наиболее важных был Корней Чуковский – известный литературовед, критик, переводчик, автор детских книг и публицист. Он уделял пристальное внимание литературной эстетике, художественному стилю и теории перевода. С начала XX века, Чуковский анализировал представителей мировой и русской литературы, включая Оскара Уайльда. Его работа «Оскар Уайльд» вошла в число первых полноценных русскоязычных исследований писателя: глубоких, аналитических, даже новаторских. В этой книге Чуковский рассматривает отношение Уайльда к искусству, обществу и жизни с комплексной точки зрения.
В 1922 году К. Чуковский дал Уайльду определение «парадоксального эстета»: «Уайльд – это парадоксальный эстет, который смеется сквозь слезы, осуждая общество с изящной язвительностью». Эта формулировка показывает, как Уайльд борется с лицемерием, используя эстетические средства выражения [К. Чуковский, “Оскар Уайльд”, с. 17].
Чуковский также называл афоризмы Уайльда революционно мощным инструментом своего времени. Он писал, что Уайльд является «мастером художественного афоризма»: «Его афоризмы – это не украшение текста, а его мышление; философия в эпиграммах» [К. Чуковский, “Оскар Уайльд”, с. 29].
Чуковский относил Уайльда к типу «талантов, разорванных между личной жизнью и творческими идеалами». Он видел его как трагического героя, не святого и не мученика, а «художника, изгнанного жизнью»: «Он не святой и не мученик. Он – художник, отторгнутый самой жизнью» [К. Чуковский, “Оскар Уайльд”, с. 42].
Уайльд стремился отделить искусство от морали, и Чуковский рассматривал это как «отвергание популистской эстетики». По Чуковскому, для Уайльда красота была самостоятельной ценностью, искусство для удовольствия, а не воспитания: «Для него искусство не воспитание, а источник наслаждения» [К. Чуковский, “Оскар Уайльд”, с. 38].
В финальных главах Чуковский изображает Уайльда как «талант, принесённый в жертву обществом». Второй этап его жизни (суд и тюрьма) автор называет «разрушением уникального таланта». Он также анализирует «Балладу из тюрьмы Ридинг» как глубоко мучительное творение: «Он сошёл с трона с короной, но при этом с оковами на ногах» [К. Чуковский, “Оскар Уайльд” с. 47].
В этом труде Чуковский представляет Уайльда как писателя, который с помощью эстетической красоты осуществлял социальную критику, обладая «острым языком» и «парадоксальным мышлением», использовав искусство как инструмент перемен.
Литература:
Художественная литература:
Xolmurodova K. Adabiyotshunoslar talqinidagi Oskar Uayldning badiiy uslubining o‘ziga xos xususiyatlari. Ushbu maqolada taniqli ingliz yozuvchisi Oskar Uayldning ijodiy yo‘li, o‘ziga xos badiiy uslubi va adabiyotshunoslarning yozuvchi haqida fikr-mulohazalari tahlil qilingan. Badiiy matn va personaj tushunchalarining yozuvchi ijodidagi o‘zaro bog‘liq ikki asosiy qism sifatida ifodalanishi ko‘rib chiqilgan. Ijtimoiy tanqid, paradoks, estetika va axloqiy masalalarning Uayld badiiy uslubida tutgan o‘rni atroflicha o‘rganilgan.
Kholmurodova K. Oscar Wilde’s unique literary style in the interpretation of scholars of literature study. This article analyzes the creative path of the renowned English writer Oscar Wilde, his distinctive literary style, and the views of literary scholars on his works. The concepts of literary text and character are examined as two interrelated core components in the writer’s creative output. Particular attention is given to the role of social criticism, paradox, aesthetics and moral issues in Wilde’s artistic style.