РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ

Переступая порог высшего учебного заведения, студенты непосредственно становятся членами научного сообщества. Студенты знакомятся с научной литературой, сталкиваются с включёнными в учебный процесс научно-исследовательскими заданиями. Вместе с тем перед ними открывается новый, сложный мир с совокупностью научных конвенций, т.е. «негласно принятых правил, соглашений, которым следуют ученые и которые эффективно влияют на их поведение и их суждения» (Kruse 2018: 122). Примерами таких правил являются отбор научной литературы, правильное научное изложение и ясная аргументация, корректное цитирование, академическое письмо и многие другие. Как показывает личная практика, большинство студентов, обучающихся на бакалаврском и магистерском образовательных уровнях, не владеют научно-исследовательскими навыками и, соответственно, научными конвенциями. И как показывает другая личная практика (зарубежный опыт), при целенаправленных усилиях учебных заведений, т.е. при правильном внедрении  даже некоторых видов работ с элементами научно-исследовательской деятельности в процесс обучения достижение позитивных изменений возможно. Данная статья призвана познакомить читателей с практиками развития научно-исследовательских навыков у студентов филологических направлений на уровне бакалавриата в вузах Федеративной Республики Германии, а точнее в Техническом университете Дрездена (нем. Technische Universität Dresden), в Тюбингенском университете имени Эберхарда и Карла (нем. Eberhard Karls Universität Tübingen) и в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана (нем. Ludwig-Maximilians-Universität München).

Самыми запоминающимися моментами во время образования в вузах Германии (начиная с 2000 года) были организованные каждым университетом туры в университетскую библиотеку. Целью такой экскурсии является ознакомление учащихся-новичков с каталогом, услугами библиотеки, а также обучение эффективному поиску научной литературы, являющимся неотъемлемой частью любого исследовательского процесса. В настоящее время на сайте, к примеру, университетской библиотеки Тюбингенского университета, предлагается широкий спектр услуг (также онлайн) - знакомство с архивами университета, обучение поиску литературы, знакомство с программами управления библиографической информацией (библиографические менеджеры), обучение правильному цитированию и многие другие (см. URL: https://uni-tuebingen.de/einrichtungen/universitaetsbibliothek/lernen-arbeiten/schulungen-beratungen-fuehrungen/gesamtes-schulungsangebot/, дата обращения 22.12.2023). Умение правильно осуществлять поиск актуальной научной литературы и умение грамотно цитировать являются базовыми компетенциями, т.е. первостепенным условием для создания качественной научной работы. Ввиду этого в университетах Германии эти компетенции являются предпосылочными, позволяющими студентам выполнять различные задания в рамках их приобщения к научно-исследовательской работе.

Научно работать означает уметь систематически и с помощью признанных методов получать обоснованные знания о действительности, а также передавать эти знания другим (Sandberg 2013: 14). По собственному опыту можно с уверенностью сказать, что этому можно научиться только на практике. Ещё Аристотель писал: «Всему, что нам нужно научиться делать, мы учимся делая». В вузах Германии именно это широко практикуется. На протяжении всего периода обучения, начиная  с первого семестра, студенты привлекаются к научному творчеству. При этом учебный процесс обогащён формами и методами, направленными на развитие у студентов различных навыков академического творчества. Ниже будут представлены несколько форм привлечения учащихся к научному творчеству, характерных для гуманитарных направлений. Некоторые формы, как можно будет заметить, схожи с национальными видами заданий, тем не менее будут приведены в качестве примера, поскольку они отличаются в рабочем процессе.

Развивается научное творчество в основном посредством Hausarbeit, работы, близкой по значению к курсовой работе.  Hausarbeit является оцениваемой работой, т.е. обязательным требованием для получения кредитов (ECTS) в рамках семинарских занятий и требуется в гуманитарных направлениях в более 90% случаях (Steets 2001: 219-221). В начальной фазе обучения (Grundstudium, 1- 3 (4) семестр)  студенты пишут работы объёмом 10-15 страниц, во второй половине, в основном периоде обучения (Hauptstudium, 4-6 (5-8) семестр), объём работы составляет 25-30 страниц. Главной отличительной чертой Hausarbeit является написание этой работы в свободное от учебных занятий время (vorlesungsfreie Zeit). По окончании каждого семестра студенты пишут несколько таких семинарских работ одновременно. При оценивании  Hausarbeit 50% (из 100 %) приходится на содержание (cоответствие выбранных для работы теоретических концепций предмету/теме, критическое и рефлексивное обсуждение темы/литературы, аргументация и т.д.), 25 % на структуру работы (оглавление, его соответствие  постановке вопроса, введение/заключение, обсуждаются ли результаты/тезисы/выводы и т.д.), 12,5 %, на cоответствие научным стандартам (список литературы, цитирование и т.д.) и остаток на грамотность и правописание.  

Другой формой подготовки студентов к научной деятельности является реферат – устный доклад на семинарских занятиях с наглядной презентацией, также являющийся обязательным требованием для получения ECTS. Темы рефератов вместе со списком рекомендованной литературы к каждой теме предлагаются для выбора на первом занятии семинара. Рефераты часто выполняются в группе и имеют временные рамки выступления от 20 до 40 минут. Оставшееся время используется для вопросов и вовлечения аудитории к обсуждению. Здесь необходимо заметить, что для семинаров в немецких вузах характерно дискурсивно развивающееся преподавание (Ehlich/Graefen 2001: 359), поэтому после изложения знаний посредством презентации сразу следует обработка знаний посредством дискуссии. Как показал корпус Wiesmann, исследовавшей семинарские занятия различных направлений в начальной фазе обучения (Grundstudium), стандардным вопросом преподавателей для открытия дискусии после презентации является вопрос „Was können wir jetzt daraus machen?“, т.е. «Что мы можем теперь извлечь из этого?». (Wiesmann 2001: 255).  В ходе дискуссии практикуются такие научно-исследовательские навыки, как умение обосновывать, оценивать, возражать, иллюстрировать (пояснять примером) и другие. В целом реферат способствует также развитию академической устной речи. При подготовке к докладу студенты учатся кроме того находить, обрабатывать литературу, т.е. работать со сложными научными текстами.

Совершенно новым видом работы, с которым удалось столкнутся в немецких университетах, был семинарский протокол. Этот тип работы широко применяется на семинарских занятиях, выполняется студентами как в одиночку, так и коллективно и тоже является условием для получения кредитов. Семинарский научный протокол относится к так называемым «коммуникативным протоколам»[1], и его функция состоит в сжатом изложении основной информации, полученной и обсуждённой во время всего семинара, с учётом хода аргументации. Как было упомянуто выше, для семинаров характерно дискурсивное продуцирование знаний, а это означает, что семинарский дискурс не протекает, как скажем лекция, по заранее спланированной структуре, а часто имеет запутанную общую аргументативную структуру. Составитель протокола должен следовать дискурсу, одновременно делать записи, селектируя информацию и в конце должен суметь воспроизвести весь этот дискурс. Написание семинарского протокола вызывает таким образом определённые трудности и требует помимо хороших рецептивных и продуктивных навыков научного языка тщательной подготовки к теме семинара. Среди основных функций протокола следует отметить следующие:

  • Правдивое и объективное изложение семинарского дискурса служит базой знаний для всех участников семинара.
  • При помощи протокола отсутствовавшие могут наверстать пропущенное.
  • Присутствующие могут закрепить свои знания, почерпнуть и углубить новые знания, а также восполнить пробелы в знаниях.
  • Протоколы служат материалом для семинарских работ студентов и их подготовки к итоговому контролю.
  • Для составителей протокола интенсивное изучение темы семинара дает дополнительную возможность для индивидуального приобретения и углубления знаний.
  • Для преподавателей протокол является показателем подготовки студентов к семинару, а также понимания и усвоения учащимися учебного материала.
  • Hаконец, конспектирование и последующее восспроизведение устно переданных знаний в процессе работы над научным протоколом эффективно способствуют развитию у студентов умений академического письма и научно-исследовательских навыков в целом (Moll 2001: 231-237).

Все три вышеназванные формы работы выполняются студентами на семинарах в совокупности. При посещении, допустим, четырёх семинаров в семестре, студент пишет минимум 2-3 семинарские работы (Hausarbeit), готовит 4 реферата и минимум 2-3 протокола, а также сдаёт итоговые экзамены[2]. Можно легко посчитать количество выполняемых работ в течении всей учёбы, и это объясняет тот факт, что учащиеся в вузах Германии находятся в постоянном рабочем ритме, даже в свободное от занятий время.

Суммируя вышесказанное, можно заключить, что в развитии научно-исследовательских навыков у студентов и в усвоении научных конвенций основное содействие оказывают вузы и др. образовательные учреждения. Поэтому хочется выразить надежду на то, что следующие рекомендации найдут свое отражение в учебных программах национальных вузов:

  • Навыки поиска научной литературы являются основным требованием для всех типов научных работ, и поэтому организация профессиональной поддержки для развития этих навыков у учащихся целесообразна с самого начала учебного процесса.
  • Также и обучению правильному цитированию должно уделятся особое внимание на начальном этапе, так как умение правильно выбирать и оформлять цитаты является условием успешного написания научно-исследовательских работ.
  • Необходимо привлечение студентов к научному труду и достижение их высокой активности с самого начала учебного процесса. Аналогично вузам Германии семинарские занятия можно обогатить выполнением вышеназванных видов работ. При выполнении на каждом семинаре всех трёх работ в совокупности можно весьма скоро добиться положительных результатов.

Также успешными будут параллельно и профессиональная подготовка будущих специалистов, их активное участие в различных видах научно-исследовательской  деятельности в рамках и за пределами вуза и, наконец, их интеграция  в мировое научное сообщество.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Ehlich, Konrad/Graefen, Gabriele, Sprachliches Handeln als Medium diskursiven Denkens. Überlegungen zur sukkursiven Einübung in die deutsche Wissenschaftskommunikation. In: Ehlich, Konrad; Eichinger, Ludwig M.; Kelletat, Andreas F.; Krumm, Hans-Jürgen; Michel, Willy (Hrsg.): Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache. Intercultural German Studies. Band 27, 2001, pp. 351-379.
  2. Kruse, Otto, Lesen und Schreiben. Der richtige Umgang mit Texten im Studium. 3. überarbeitete und erweiterte Auflage. UVK Verlag, 2018.
  3. Moll, Melanie, Protokollieren im Studium – Eine wenig geübte Schreibkunst. In: Ehlich, Konrad; Eichinger, Ludwig M.; Kelletat, Andreas F.; Krumm, Hans-Jürgen; Michel, Willy (Hrsg.): Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache. Intercultural German Studies. Band 27, 2001, pp. 227-251.
  4. Sandberg, Berit, Wissenschaftlich Arbeiten von Abbildung bis Zitat. Lehr- und Übungsbuch für Bachelor, Master und Promotion. München: Oldenbourg Wissenschaftsverlag GmbH, 2013.
  5. Steets, Angelika, Wie wichtig ist wissenschaftliches Schreiben in der Hochschule? Einschätzungen und Ansichten von Lehrenden. In: Ehlich, Konrad; Eichinger, Ludwig M.; Kelletat, Andreas F.; Krumm, Hans-Jürgen; Michel, Willy (Hrsg.): Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache. Intercultural German Studies. Band 27, 2001, pp. 209-227.
  6. Wiesmann, Bettina, Und was können wir jetzt draus machen? – Studieren in einer diskursiv entwickelnder Lehr-Lern-Kultur. In: Ehlich, Konrad; Eichinger, Ludwig M.; Kelletat, Andreas F.; Krumm, Hans-Jürgen; Michel, Willy (Hrsg.): Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache. Intercultural German Studies. Band 27, 2001, pp. 251-275.
  7. https://uni-tuebingen.de/einrichtungen/universitaetsbibliothek/lernen-arbeiten/schulungen-beratungen-fuehrungen/gesamtes-schulungsangebot/

 

Xadjiyeva Sh. Talabalarda tadqiqot ko‘nikmalarini rivojlantirish. Ilmiy-tadqiqot ishlarini bajara olish qobiliyati bugungi kunda juda muhim ko‘nikmalaridan biri hisoblanadi va uning rivojlanishida albatta o‘quv yurtlari asosiy rol o‘ynaydi. Quyidagi maqolada talabalarda ushbu ko‘nikmalarni rivojlantirishning Germaniya tajribasi ko‘rib chiqilgan. Maqolada Germaniya universitetlarida talabalarni ilmiy ijodga jalb qilish yo‘llari, bajariladigan ish turlari, ushbu ishlarning tashkil etilishi va jarayoni taqdim etilgan.

 

Xadjiyeva Sh. Development of students' research skills . The ability to conduct research is an important skill today, and universities play a key role in the development of these capabilities. This article presents the approach of developing students' research skills in German universities. The article provides several examples of attracting students to scientific work, the types of work performed by the students, work organization and process.

 

[1] Различают также протоколы эксперимента и исследования в области естественных наук в целях описательной записи наблюдаемых событий (Moll 2001: 231).

[2] Итоговые экзамены сдаются по окончании семинаров и лекционных занятий отдельно, т.е. за посещение лекции студент получает кредиты, но только в том случае, если успешно сдан итоговый экзамен.

Xorijiy filologiya jurnali tahrir ha'yati