В условиях современных медиа-платформ политический блог-дискурс стал частью политической коммуникации. С развитием интернета и социальных сетей политический медиадискурс стал значительно более доступным и разнообразным и характеризуются высокой степенью персонализации, возможностью прямого взаимодействия с аудиторией. Одной из главных особенностей политического блог-дискурса является высокая степень свободы выражения. В отличие от традиционных СМИ, которые часто подчиняются политическим или экономическим интересам, блогеры могут высказывать свои взгляды на политические события без цензуры и ограничений. С помощью онлайн-платформы, создавая уникальные контенты, могут эффективно транслировать свои идеи, выражать интересы тех или иных политических структур, манипу-лировать восприятием общественной реальности у своих подписчиков, а также стать важным инструментом в политической борьбе.
Актуальность исследования обусловлена тем, политический блогинг становится важным феноменом в эпоху цифровизации, мировых катаклизмов и нестабильной политической ситуации в мире. Изучение речевых стратегий и тактик политических блогеров позволит определить механизм манипулятивного воздействия на аудиторию в принятии выгодного для блогера решения. Цель работы состоит в определении и систематизации коммуникативных стратегий в публикациях политических блогеров, особенности их использования, а также воздействующие функции такого текста. Основной задачей исследования является анализ политических блог-дискурсов как одного из видов институционального дискурса. В ходе исследования выявить скрытые манипулятивные элементы блогеров-политологов, исследовать особенности тактик политического блог-дискурса (тактика личного и безличного обвинения, тактика информирования, тактика прогно-зирования, тактика драматизации, тактика апелляции к авторитетам, тактика иронии, тактика критики и обвинения).
Материалом исследования послужили интернет-публикации и видеоматериалы известных казахс-танских политических блогеров, представленные в открытом доступе на популярных платформах YouTube, Телеграм. в политической медиасфере, отражающие использование политическими блогерами конкретных речевых стратегий и тактик. В результате анализа постов и публикаций блогеров-политологов было выявлено более 50 примеров высказываний, отражающих особенности использования языковых средств и речевых тактик в политическом медиадискурсе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общетеоретические методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения дали возможность аккумулировать и систематизировать материал, посвященный исследованию речевых стратегий и тактик в политическом медиадискурсе; метод сплошной выборки примеров из постов и публикаций блогеров-психологов дал возможность получить материалы, позволяющие описать языковые средства, вербальные приемы, коммуникативные механизмы, речевые стратегии и тактики, которые использовали блогеры для создания эффективной политической коммуникации; метод филологического и лингвистического анализа постов, публикаций блогеров политического медиадискурса помог определить специфику языковых и риторических средств выражения речевых тактик в политическом блог-дискурсе.
Блоги политического медиа-дискурса появились сравнительно недавно, они характеризуются гипертекстуальностью, интерак-тивностью, мультимедийностью. Некоторые исследователи считают, что «не очень высокое качество излагаемой информации, отсутствие стопроцентной ее достоверности, высокая доля субъективности, неточность формулировок, «упор на мнения, а не на факты, меньшая численность аудитории, непрофес-сионализм авторов» заставляет усомниться в такой возможности. [1, 310]. По мнению Долговой К.И, «политический дискурс, в свою очередь. Обладает специфическими характеристиками данного понятия, такими как: политическая корректность, ориентация на будущее, воспитание общественного мнения, частотное использование цитирований, публичный характер дискурса, высокий уровень воздействия и высокий процент использования терминологии специфических терминов» [2, 654].
К.Л.Зуйкина определяет «политический блог» следующим образом: «разновидность веб-блога, т. е. одного из видов социальных медиа, представляющая собой регулярно обновляемую ленту публикаций в форме текста, фото, видео, мультимедиа, располагающихся в обратном хронологическом порядке, авторы которой специализируются на освещении политических вопросов, связанных как с внутренней политикой на разных уровнях (локальном, федеральном), так и с внешней» [3]. К.О. Квятковский обращает внимание на «активное участие блогеров в политической дискуссии, <…> в обсуждении политически значимых тем» [4, 138], а также на интерактивность как обязательный ресурс блогов, то есть на наличие у читателей возможности комментировать суждения блогера, а иногда и принимать участие в производстве содержания.
Кроме того, исследователи считают, что политический блог характеризуется персонализацией и субъективностью. В отличие от традиционных СМИ, где часто присутствует коллективный автор (редакция), блог представляет собой мнение конкретного человека. Субъективность отражается в свободном выражении блогером своего мнения, отличающегося от часто «сдержанных» позиций официальных СМИ. Оперативность и актуальность дает блогеру медиадискурса возможность быстро реагировать на актуальные события. Это особенно важно в политической жизни, где информация быстро устаревает. Политический блог диалогичен: блогер активно взаимодействует с читателями, оставляя комментарии, обсуждения и даже критику. Это делает политический блог гораздо более гибким и интерактивным по сравнению с кризисными СМИ, которые часто ограничивают форму общения с аудиторией. Политические блоги активно используют гиперссылки на различные источники информации, включая статьи, видео, исследования и другие блоги.
Стратегии оценки и прогнозирования используются для создания как положительных, так и отрицательных репрезентаций. Изуче-нием воздействующего потенциала коммуникативных стратегий и тактик в рамках политического дискурса занимались такие ученые, О.С.Иссерс [5], О.Л.Михалева [6], Н.Б.Руженцева [7], Т.С.Комиссарова [8], Н.С.Ширяев [9], А.Аймагамбетова [10] и др. В рамках научных концепций данных исследователей были разработаны классификации коммуникативных (речевых) стратегий и тактик.
Существует множество подходов к определению понятия «коммуникативная стратегия». Наиболее полная, на наш взгляд, классификация представлена О.И. Иссерс. С функциональной точки зрения выделяются «основные (семантические, когнитивные) и вспомогательные стратегии». Основные стратегии связаны с воздействием на адресата: на его физическое и интеллектуальное поведение, систему ценностей, модель мира. Вспомогательные коммуникативные стратегии направлены на эффективную организацию диалогового взаимодействия. С точки зрения наличия или отсутствия установки на кооперацию, выделяют кооперативные (одобрения, утешения, уговоров) и конфронтационные (дискредитации, ссоры) коммуникативные стратегии. В зависимости от коммуникативных намерений, коммуникативные стратегии могут быть общими, направленными на достижение общих социальных целей, и частными [5, 138].
При исследовании особенностей речевых тактик в политических блог-дискурсах мы опирались на представления о следующих видов коммуникативных стратегий: стратегии на понижение, стратегии на повышение (вслед за О.Л.Михалевой) [6, 10] и стратегии нейтральности. Стратегия на понижение связана с формированием отрицательной оценки объекта, стратегия на повышение ориентирована на создание обратного эффекта, с ее помощью автор – блогер добивается симпатии адресата через создание положительного образа объекта. Выделение стратегии театральности осуществляется на основе наличия в тексте экспрессивных речевых средств.
Под речевой стратегией мы будем понимать систему речевых приемов, выполняющая воздействующую функцию на сознание реципиента (адресата). Все речевые стратегии современного политического блог-дискурса взаимодействуют между собой и выполняют одну функцию: оказание воздействия на адресата, убеждение в принятии выгодного для блогера решения. Для анализа речевых стратегий как средств манипулирования были выбраны интернет-публикации и видео-материалы известных казахстанских блогеров-политологов (Досым Сатпаев, Талгат Калиев, Данияр Ашимбаев, Газиз Абишев) 2022-2025 гг.
В группе стратегий политических блогеров частотной стала стратегия дискредитации. Стратегия дискредитации в политических блог-дискурсах проявляется в тактиках иронии, критики, личного и безличного обвинения, тактика обличения с использованием аргументов и др. Концентрация тактики критики в политическом медиатексте, позволяет авторам блог-дискурсов достичь коммуникативной цели, оценить общественную или политическую ситуацию через эмоциональные аргументы и средства негативной оценки. Данная тактика подразумевает эксплицитное выражение отрицательного отношения к предмету сообщения. Рассмотрим данную тактику в следующем примере: «Как и раньше премьер-министр, министры, акимы, руководители нацкомпаний и прочие, встречаясь с президентом, дают радужные отчеты, оторванные от реалий: о росте ВВП, о снижении безработицы и уменьшении инфляции, про эффективные реформы и успешные проекты. И все опять делают вид, что все нормально, все под контролем. Идет генерация процесса, но не результата». [11]. В данном контексте блогер критикует местные власти и правительство в безрезультативном их деятельности по улучшению качества жизни граждан. В следующем примере политолог применяет две тактики: тактику критики и обвинения в адрес правительственных и местных чиновников, указывая на их бездеятельность и некомпетентность , неспособность решить сложившиеся политические задачи: «В результате причиной многих проблем в Казахстане является неэффективная антикризисная работа госаппарата, так как чиновники вообще не готовы ни к одной ЧС, будь то паводки, снежные бураны, аварии на ТЭЦ, землетрясения, пожары, социальные взрывы, усиливающийся дефицит воды в разных регионах страны и многое другое. На все это обращают внимание, только если гибнут люди или если это уже трудно скрывать. Власть всегда действует как «пожарник», реагируя только на уже взорвавшуюся проблему» [12]. Некоторые блогеры политического дискурса применяют тактику личного обвинения, критикуя власть в неспособности улучшить жизнь населения РК, указывая на современное бедственное положение граждан страны: «Н.Назарбаев также все 30 лет за постоянные провалы все время ругал, обвинял и увольнял министров и акимов, то есть включалась его любое старое правило «хороший царь и неэффективные бояре», которых надо поменять на других «бояр» и таким образом делать вид, что проблемы решаться» [12].
В медиадискурсах нередко тактика обвинения реализуется через иронию: «Токаев и его окружение продолжают делать ставку на лояльных, конъюнктурных и безинициативных, чтобы потом спрашивать с них как с умных. Это в том числе касается и правительства. Лояльные хорошо знают, как облизать, припудрить и погрузить систему в бумажную пену, но не хотят и не знают, как сделать ее эффективной.». [13]. Исследователи отмечают, что тактика иронии в политическом медиадискурсе реализуется всеми известными языковыми средствами, наиболее важную роль в использовании играет правильно подобранный соответствующий контекст. Ирония может передаваться метафорой, метонимией, олицетворением, гиперболой, трансформированными фразеологическими выражениями. Рассмотрим следующий пример с применением тактики иронии: «А точечные кадровые перестановки в правительстве — это как повесить новый «освежитель воздуха» с запахом «каких-то там перемен» в салон старой машины, которая часто ломается и едет медленно. Чуть позже и этот «освежитель» заменят на новый, когда от него перестанет нести «свежестью», но к этому времени заглохнет двигатель, так как в Казахстане не будет никакой четкой стратегии развития без команды реформаторов не только в правительстве, но и на всех уровнях госуправления» [14]. Ироническое переосмысление внешнеполитических событий, которое достигается за счет нивелирования границ допустимого словоупотребления, является одним из показателей смещения ценностных ориентиров в сторону возрастания манипулятивной составляющей индивидуального дискурса журналиста [15, 66]. И. А. Соболева отмечает: «Ирония медиадискурса частотно предполагает слегка завуалированные превосходство, снисхождение, скептицизм по отношению к описываемым реалиям, выражая ценностные ориентиры дискурсивной личности» [16, 45].
В политических блог-дискурсах часто используют стратегию информирования через тактику аргументирования с использованием фактов, подкрепленных цифровыми примерами. Блогеры предъявляют аудитории новые знания о политической действительности, на основе которых может измениться поведение адресатов или отношение к политической ситуации. Цифровая и статистическая информация служит идеальным фоном для подтверждения доводов. В отличие от словесных данных, цифры и статистика убедительно и эффективно воздействуют на адресата. Покажем реализацию данной тактики в следующем фрагменте: «Казахстан лидирует по величине средней заработной платы среди стран Центральной Азии. Согласно сравнительным данным, опубликованным Межгосударственным статистическим комитетом СНГ, в сентябре прошлого года средняя номинальная зарплата в РК составляла 817,2 долл. США — почти в два раза больше, чем в Узбекистане (437,8 долл. США) или Кыргызстане (411,2 долл. США). Таджикистан отстал от Казахстана ещё сильнее — там зарплата была в 3,4 раза меньше (242,8 долл. США)» [17]. В данном примере позитивное оценочное отношение автора реализуется посредством тактики акцентирования положительной информации о том, что в Казахстане самая высокая заработная плата среди стран Центральной Азии. По нашим наблюдениям, не так часто встречающейся в политическом блог-дискурсе является стратегия нейтральности, которая реализуется при помощи тактики информирования. Попытка оставаться объективным, не приукрашивая сложившиеся экономические и политические ситуации присуща скорее новостному дискурсу.
Тактика объяснения – еще одна из ключевых стратегий коммуникации, направленная на обеспечение ясности и устранение непонимания. Тактики профессионального, компетентного объяснения, разъяснения блогерами- политологами тех или иных политических ситуаций мы относим к стратегии информирования. Ее основная функция заключается в разъяснении сложных вопросов, чтобы аудитория могла лучше понять посыл автора. Рассмотрим реализацию данной тактики в следующих примерах: «В реальности Дональд Трамп наименее удобный для Москвы президент США, не с точки зрения геополитического противника, а в силу его модуса операнди. До сих пор сильной стороной Владимира Путина считалась манера его поведения, выражавшейся в готовности разрушать устоявшиеся порядки, отрицать нормы и правила, быть непредсказуемым и решительным с точки зрения способности повышать ставки. Теперь эту роль на себя перетягивает более эксцентричный Дональд Трамп, помимо всего прочего обладающий богатым опытом шоумена и опытного дебатера. В сумме с экономической, политической и военной мощью США это делает Трампа по-настоящему главным хулиганом планеты, затмевающим любого носителя этого статуса прежде» [18]. «Американская повестка по борьбе с дезинформацией известна. Это подрыв российского информационного влияния. То есть борьба с распространением той информации, которая их не устраивает. По сути, 90 процентов этих активистов и медийщиков, проводивших такую политику, это люди, получающие финансирование от США и Евросоюза и заинтересованные в реализации их геополитических интересов. Ничего личного, только бизнес»[19].
Тактика указания на решение проблемы (социальной, экономической, политической и т д) является наиболее распространенной тактикой в политическом блог-дискурсе и ориенти-рована на указание определенных путей решения проблемных вопросов социально-экономического и политического характера казахстанского населения. Стоит отметить, что данная тактика в большинстве случаев осуществляется в эксплицитной форме, так как позиции блогера отражаются более выраженно, чем завуалированно.
Примером актуализации данной тактики может служить следующий текстовый фрагмент: «Понятно, что жизнь в сейсмоопасной зоне сопряжена с постоянным риском. Поэтому важно быть максимально готовым к тому, чего избежать невозможно. У чиновников и экстренных служб должен быть четкий алгоритм действий по спасению людей, ликвидации последствий... Надо строить крепкое жилье, сносить ветхое, укреплять плотины и готовить склады с запасами еды, воды и лекарств, обучать детей и взрослых, как вести себя в условиях ЧС и т.д.» [20]. Прогнозирование становится неотъемлемым качеством современного политического медиадискурса, отражающего отчетливую тенденцию к формированию представлений о перспективах казахстанского социума.
Тактика прогнозирования политической ситуации реализуются двумя способами: тактиками негативного прогнозирования и позитивного прогнозирования. Рассмотрим следующий пример с применением данной тактики: «Если протесты в Грузии приведут к революции, то возникает риск «эффекта домино», создающего угрозу устойчивости всех пророссийских режимов. В этом случае, следует ожидать всплеска протестных настроений на фоне предстоящих выборов в Беларуси, с высокой вероятностью - в Таджикистане, а возможно, и в охваченного внутриэлитными разборками Кыргызстане» [18].
Тактика апелляции к чувствам адресата – один из приемов манипулирования, которая служит реализацией различных тактик. Особенно эффективным признают влияние на подсознательный страх адресата. Средства массовой информации предъявляют аудитории новые знания о действительности, на основе которых может измениться поведение адресатов или, по крайней мере, отношение к этой действительности. Во многих случаях, по мнению исследователей, манипулятивный страх достигается при помощи актуализации метафорических номинаций, вызывающих негативные ассоциации, провоцирующих страх. Читатель, погружаясь в мир отрицательных ассоциаций, начинает мыслить образами, которыми проще манипулировать. Вот пример данной тактики с опорой на актуализацию эмоции страха: «В контексте этого, наряду с борьбой с Талибан, в среднесрочной перспективе Вилаят Хорасан будет концентрироваться на распространении влияния и формировании ячеек в республиках Центральной Азии. И, учитывая, что ВВП Казахстана превышает суммарный ВВП всех республик региона, наша страна, безусловно, будет представляться наиболее лакомым куском» [18]. Многими блогерами политического медиадискурса применяются тактики предостережения, рассуждения, объяснения политической ситуации.
На материале политического медиадискурса разработаны различные классификации «авторитетов», объективирующих тактику аппеляции к авторитету. Так, в данном дискурсе в качестве «авторитетов» рассматриваются влиятельные общественные и политические деятели, «общечеловеческие ценности, авторитетные СМИ, мнение общественности и авторитетные политики конкурирующих партий». Покажем реализацию данной тактики в следующих фрагментах: «Можно согласиться с экономистом Сергеем Гуриевым, который еще 10 лет назад в качестве одной из мер реформирования научной среды предлагал для начала провести аудит действующих научно-исследовательских институтов с привлечением международных экспертов, чтобы понять их КПД с точки зрения научной деятельности и оценить уровень их научных исследований» [21]. «Если использовать терминологию Сэма Блэка, то в случае с нашей страной опасен такой вид кризиса, как «известное-неизвестное», когда даже если известно, какие будущие кризисы нас ждут, неизвестно, как успешно будет к ним готовиться власть и как эффективно она станет нейтрализовать» [12].
В политических блог-дискурсах часто встречаются языковые средства выразительности, которые оказывают сильное воздействие на адресата, привлекают читательское внимание, активизирую образное мышление. С их помощью закладывается имплицитный смысл. Этим свойством пользуются авторы политических блогов. К одной из специфических черт речевого воздействия при освещении политических событий блогерами следует отнести широкое использование метафор. Например: «Другими словами, кабинетные теоретики поднадоели своей гламурной риторикой, вновь возвращается мода на крепких хозяйственников. Тех, кто хорошо помесил ногами землю в регионах и поковырялся руками в отраслевых механизмах. На какое-то время исключительно столичная карьера без региональных строчек в резюме будет условно-негативной рекомендацией» [22]. «В результате за 30 лет власть создала вокруг себя такой плотный информационный вакуум, который привел её к управленческой слепоте, глухоте и хромоте, а всю страну завёл в тупик» [23]. Ученые считают, «что в политическом дискурсе чаще всего используются авторские, индивидуально стилистические метафоры» [5, 135].
В настоящее время многие ученые сходятся во мнении, что одним из эффективных приемов, используемых массмедиа для влияния на аудиторию, является применение средств речевой выразительности, способных воздействовать на чувства реципиента, вызывать определенные эмоции у него. Так, например, Е. В. Карпова, говоря об основных принципах организации медиатекста в сетевых СМИ, акцентирует внимание на чередовании его стандартных и экспрессивных сегментов, последние из которых выражают отношение говорящего к содержанию высказывания и его оценку. Данные эмоционально-маркированные элементы могут быть реализованы благодаря тропам и фигурам речи, с помощью которых автор расставляет логические акценты в тексте и экспериментирует с языком [24, 128]. В свою очередь, Е. А. Бородянская указывает на суггестивный эффект применения средств выразительности в телевизионном дискурсе, которые, по ее мнению, могут быть использованы в качестве средств манипуляции [25, 233]. Метафоры приведены в блог-дискурсах не столько для выражения экспрессии, сколько в качестве инструмента познания и объяснения общественно-политической действительности, формирую яркое представление об описываемых событиях.
Ирония в политических медиадискурсах может выражаться метафорой, метонимией, сравнением, олицетворением, гиперболой, окказио-нализмами, трансфомированными фразеологическими выражениями. К примерам сравнения следует отнести: «Власть всегда действует как «пожарник», реагируя только на уже взорвавшуюся проблему» [12]. К окказионализмам: «Ведь «агашкизм» — это не только иерархический статус, но и образ мыслей» [14]. «Но у нас никто не даст гарантий того, что многочисленные человейники, построенные за последние годы в разных частях города, не превратятся в большие братские могилы» [26]. К фразеологизмам: «Но при этом они вообще не знали страну, которой управляют. Потому что никогда не нюхали пороха, не работали в «поле», не делали карьеру с низов» [27]. Синтаксическими средствами выражения иронии в текстах политического медиадискурса сводятся к использованию риторических вопросов и параллельных синтак-сических конструкций. Риторический вопрос - это еще один стилистический прием, представляющий собой вопросительное по форме предложение, но имеющее значение эмоционально усиленного утверждения или отрицания. Например: «Какой толк от мифического роста ВВП, если все надбавки к зарплатам и социальным выплатам съедает инфляция? Какой толк от мифического роста ВВП, если качество жизни казахстанцев падает, а бедных людей в стране все больше?» [11].
Широкое использование в медиадискурсе лингвистических средств, характерных для разговорной речи, позволяют обеспечивать необходимый пафос и динамичность речи, уменьшает дистанцию между блогером и адресатом. Например: «Он сам заявил, что отставка произошла из-за того, что накосячили несколько министров» [27]. Экспрессивный синтаксис, как и тропы, отражает повышенный тон речи политического блогера. С одной стороны, данный прием привлекает внимание подписчиков, а с другой - с помощью эмоционально-искренней подачи информации блогер располагает к себе аудиторию. Эффект драматизации дает сочетание повтора и восклицания. Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Таким образом, для достижения желаемого воздействия в освещении общественной и политической жизни в блог-дискурсах используется целый ряд разнообразных синтаксических конструкций: антитеза, градация, эпифора, анафора. Например: «И про то, что у страны, которая полагается только на сырье, нет будущего. И про то, что нам необходима экономика знаний, а также поддержка прикладной и теоретической науки. И про повышение материального и социального статуса ученого» [21].
На основании проведенного исследования нами был выявлены речевые стратегии и тактики, применяемые в политических блог-дискурсах. К ним относятся стратегии на понижение, стратегии на повышение, стратегия дискредитации. Данные стратегии реализуются в политических блог-дискурсах через тактику личного и безличного обвинения, тактику информирования, тактику прогнозирования, тактику драматизации, тактику апелляции к авторитетам, тактику иронии, тактику критики и обвинения и др. блогеров политического дискурса можно сделать следующие выводы.
В ходе исследования мы проанализировали интернет-публикации и видеоматериалы известных казахстанских блогеров политических медиадискурсов в ТЕЛЕГРАМ каналах, посты, публикации. В этой связи нам кажется интересным аспект протекания политической коммуникации в виртуальном пространстве. Так, в результате анализа языкового материала, полученного в ходе исследования, нами были определены речевые стратегии и тактики, которые способны воздействовать на восприятие адресата. Политические блогеры также часто используют манипулятивные средства. Однако цель их выступления чаще связана с политическими комментариями, имеют прагматическую направленность. Мы можем сказать, что одним из факторов, обуславливающих использование большого количества средств речевой выразительности политических медиадискурсах является стремление блогеров с их помощью воздействовать на адресатов, читателей, подписчиков, повышая таким образом эффективность коммуникации. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том. Блогер политического медиадискурса использует стилистические приемы для передачи эмоционально-оценочного смысла с целью воздействия на аудиторию. В заключение отметим. Что рассматриваемые нами политблогеры эффективно используют ресурсы Интернета., их блоги отличаются от других блогов, индивидуальным стилем автора, особенности которого проявляются при языковом, стилистическом и прагматическом анализе их интернет-публикаций и постов. Читатели живо откликаются на их посты, которые затрагивают существенные вопросы жизни общества Интерес к политическим блог-дискурсу объясняется тем, что аудитория заинтересована в компетентных и грамотных комментариях и прогнозах политической жизни общества. Предполагается, что в ближайшее время политическая блогосфера претерпят дополнительные изменения, что может стать причиной увеличения числа продвинутых блогеров в политическом медиадискурсе.
Список использованной литературы:
Калдыгозова С. Стратегии и тактики речевого воздействия в политическом блог-дискурсе. В статье представлен анализ речевых стратегий и тактик в речевой практике блогеров-политологов, выявление функций и способов реализации. В процессе работы рассмотрены как общие черты манипулятивных приемов, так и их специфика в контексте политического блогинга, исследованы стратегии и тактики в речевой коммуникации блогеров политического медиадискурса, выявлены языковые и стилистические средства выразительности, исследованы интернет-публикации и видеоматериалы известных казахстанских политических блогеров, представленные в открытом доступе на популярных платформах YouTube, Телеграм. В статье представлены скрытые манипулятивные элементы для воздействия с их помощью на адресатов, читателей, подписчиков, повышая таким образом эффективность коммуникации. Проведенное исследование направлено на развитие более глубокого понимания таких стратегий и тактик: тактика личного и безличного обвинения, тактика информирования, тактика прогнозирования, тактика драматизации, тактика апелляции к авторитетам, тактика иронии, тактика критики и обвинения, и поможет профессионалам лучше ориентироваться в многообразии политического блог-дискурса.
Kaldykozova S. Strategies and tactics of speech influence in political blog discourse.The article presents an analysis of speech strategies and tactics in the speech practice of political science bloggers, identifying functions and ways of implementation. In the course of the work, both the general features of manipulative techniques and their specifics in the context of political blogging are considered, strategies and tactics in speech communication of bloggers of political media discourse are investigated, linguistic and stylistic means of expression are identified, Internet publications and videos of famous Kazakhstani political bloggers presented in open access on popular platforms YouTube, Telegram are investigated. The article presents hidden manipulative elements for influencing addressees, readers, subscribers with their help, thus increasing the effectiveness of communication. The conducted research is aimed at developing a deeper understanding of such strategies and tactics: tactics of personal and impersonal accusations, tactics of information, tactics of forecasting, tactics of dramatization, tactics of appealing to authorities, tactics of irony, tactics of criticism and accusations, and will help professionals better navigate the diversity of political blog discourse.