Бегбудиева Парвина Шохруховна,
Старший преподаватель СамГИИЯ
С первых дней независимости Узбекистана в стране возник общественный интерес к истории просветительства начала XX века. Истоки духовности, нравственности и культуры находятся в глубинах богатого наследия прошлого каждого народа. Они передаются от поколения к поколению. Добившись независимости, народ Узбекистана выбрал собственный путь развития государства и общества, ориентируемый на возрождение духовных ценностей. Нравственные и духовные ценности на Востоке - это не просто слова – это образ жизни, эталон поведения, можно даже сказать смысл существования, смысл бытия.
Как известно, изменения в обществе проявляются на основе исторических условий определённого периода. Они отражают место и роль исторических личностей, в особенности, интеллигенции, каждая из которых выступает с характерной для нее передовой идеей.
Самым весомым из достижений передовой интеллигенции Туркестана было создание системы народного образования, свободного от доминирующей идеологии, а также основ национальной печати как важнейшего средства распространения прогрессивных идей. Просветители продолжали развивать идеи демократии и прогресса, получившие свое отражение в трудах Алишера Навои, Мирзо Бедиля и Боборахима Машраба.
Подобный процесс начал наблюдаться во второй половине XIX в. в Туркестане, Бухарском эмирате и Хивинском ханстве [3,с.44]. Интеллигенция начала стремиться к просвещению своего народа и повышению его образованности.
Тогда в качестве лидера на общественную арену вышло движение национальных патриотов, называемое джадидизмом. Просветительская деятельность джадидов включала в себя задачу повышения национального самосознания. Они были убеждены, что Туркестанский край как часть мусульманского мира обязан найти свое достойное место в будущем и здесь они считали роль просвещения самой первостепенной.
В целях реформирования системы образования джадиды начали создавать собственные национальные школы, обучение в которых было основано на новых методах. Эти школы должны были стать средством защиты национальной культуры, ислама, традиций и обычаев. Они стали называться «новометодными» («джадиди-усул»).
Джадиды считали необходимым улучшить систему просвещения и образования у народов, находившихся в колониальной зависимости от царской России, преподавать молодым наряду с религиозными также и светские науки. Они выдвигали идею о необходимости обучения молодежи в мусульманских школах таким наукам, как ислам, арабский, персидский (фарси) и русский языки, медицина, химия, география и история. Джадиды выступили с инициативой о направлении молодежи для учебы в зарубежные страны. Десятки одаренных подростков были направлены на обучение в центральные города Германии, Египта, Турции, России. Также важно отметить и тот факт, что джадиды заложили фундамент развития национальной прессы.
На их страницах освещались проблемы достоинства нации и Родины, вопросы просвещения народа, свободного развития людей. Эти актуальные статьи и материалы будоражили умы людей. Такие публикации находили широкий отклик среди тюрко язычного населения России, они распространялись также в Иране, Афганистане, Индии, Турции.
Просветительская деятельность туркестанских джадидов сыграла важную роль и в становлении национальной периодической печати. Через газеты, издававшиеся на собственные средства, джадиды пропагандировали преимущества новометодных школ, ратовали за подготовку национальных кадров. В периодической печати джадиды также вели активную пропаганду, направленную против невежества и фанатизма, старых обрядов и традиций, за осуществление реформ экономической, политической и культурной жизни колониального Туркестана.
Основоположником, активным пропагандистом джадидизма является Крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914). Он обладал глубокими познаниями в религиозных и светских науках, имел четкое представление о прогрессивных процессах, протекавших в мире, знал несколько языков, что позволило ему изучать жизнь других народов.
Основатель новометодных школ Исмаил Гаспринский в годы своей учебы в Сорбонне, ознакомившись с новым аналитико-звуковым методом преподавания азбуки, мечтал реформировать мусульманскую устаревшую систему образования. Вернувшись на родину в 1884 г., он открывает школу "усулижадид", где за 40 дней обучает 12 учащихся чтению и грамоте. "Результат превзошел все мои ожидания, – писал он впоследствии, – после чего этот метод был внедрен еще в нескольких школах [2,с.13]. Им были составлены учебники по разработанной им самим программе.
И.Гаспринский пропагандировал свои идеи со страниц издаваемой им газеты "Таржимон" ("Переводчик"), которая открывала для своих читателей новый мир, мир передовых идей, устремленных в будущее. Среди первых подписчиков газеты были и наши соотечественники из Маргелана, Ташкента, Бухары, Самарканда. Визиты Исмаила Гаспринского в Ташкент, Самарканд и Бухару в 1893 г. послужили толчком для распространения просветительских идей.
В 1893 г. в Бухарском эмирате открылась первая новометодная школа. В последующем, подобные школы стали открываться и в других местах. Последователи И.Гаспринского в Туркестане являются Махмудходжа Бехбудий, Мунавваркори Абдурашидов, Абдукодир Шакурий, Абдуло Авлоний, Ашурали Зокирий, Фитрат и другие возглавили борьбу за просвещение и культуру.
Первоначально джадиды, основываясь на идеях Исмаила Гаспринского, открыли новометодные школы и стали применять в них вместо старого метода зазубривания звуковой метод обучения. В этих школах, наряду с религиозными предметами, преподавались светские науки. Джадиды и их школы сыграли важную роль в просвещении масс и росте их политического сознания.
В их среде особое место занимает Бехбудий. В трудах Махмудходжи Бехбудий описывается педагогическая интерпретация воспитания молодежи в духе патриотизма и уважения к национальным ценностям. Взгляды М. Бехбудий в сфере образования тесно связаны с психикой, образом жизни, национальными ценностями узбекского народа, его богатое педагогическое наследие послужило ценным источником в развитии национальной школы, национальной педагогики. Бехбудийв сотрудничестве с передовой интеллигенцией открыл школы «Усули Джадид», в которых преподавалсиь светские науки. Он думал о роли воспитания детей как учитель.
Имя М. Бехбудий – его наследие и судьба являются предметом исследования ученых Германии, Турции, Америки, Японии, государств Центральной Азии.
Джадиды были уверены, что общество должно переходить в лучшее состояние, в первую очередь на основе реформ в области образования и просвещения, через познания научных достижений через духовное воспитание молодого поколения. Бехбудий прекрасно знал состояние обучения молодых людей в мактабах и медресе, во многих случаях ученики не получали должных знаний.
В одной из своих публикаций “Ох вахасрат” он писал: «Каждому известно, что из ста мусульман Туркестана девяносто девять полностью безграмотны. В кишлаках и окраинах положение ещё хуже. Из тысячи,один возможно найдётся грамотный. Причина этому заключается в том,что обучение проходило недолжным образом» [5, с. 366].
Большинство мыслей М.Бехбудий обращено к молодому поколению. В статьях «Бизга ислох керак» - (“Нам нужна реформа”) «Хаколинур, берилмас» ('Права завоевываются, но не даются''), «Ешларга мурожаат» - (''Обращение к молодым''), «Бизни камирувчи иллатлар» - (''Явления, съедающие нас'')и другие наряду с талантом литератора и политика раскрывает его как педагога.
В одной из своих статей газеты “Самарканд” М.Бехбудий пишет: “Обратим внимание на жителей махали и села. Есть очень много неграмотных. Мы мусульмане. Исламу нужны знания и действия. Читать надо. Почему в других странах из ста есть 1 неграмотный, а у нас – из сотни грамотных есть 1 грамотный?”. “Молодые люди других национальностей учатся в школе, а наши – нищенствуют и попрошайничают. Конец этому - разрушение. Через двадцать или тридцать лет будет еще хуже, нация останется вечной и стойкой по средствам морали и развития ремесленничества.” “Сегодня, если не будет попытки реформировать медресе, то есть нацию, религия ХХ века будет уничтожена, и ответ падет на сегодняшних людей. Чтобы избавиться от этой ответственности, необходимо приобщить нацию к изучению религиозных и светских наук. Место религиозной науки - в школах и медресе” [5, с. 390].
На вопрос в журнале «Ойна», «…с чего начинать реформу?» - Бехбуди отвечал: «С мактабов и медресе, ибо жизнь нации зависит от них» [4,с.56]. Говоря о необходимости светского образования и подготовке квалифицированных специалистов, была и особая забота о преподавании в новых школах религии и ислама. Поэтому Бехбуди советовал готовить категории образованных людей: одна категория – люди с религиозным образованием, которые должны быть духовными наставниками нации и стоять на страже чистоты ислама, другая – светски образованные люди, которые будут защищать интересы мусульман в сфере общественной жизни. Колониальная же система вынудила народы Туркестана жить по европейским законам, которых они не знали, а для того, чтобы защитить свои права необходимо быть образованным.
Бехбудий приходит к выводу: развитие просвещения и образования среди Туркестанцев необходимо для защиты своих национальных интересов.
Известный ученный-востоковед Л.Азиззода пишет: «Если в Узбекистане следует увековечить третье лицо в науке и культуре после Навои и Улугбека, несомненно, это должен быть памятник Бехбуди» [1,с.156].
Огромная работа проведена учеными Узбекистана по исследованию изучения творчества и деятельности Махмудходжи Бехбудий. Это прежде всего покойные Солех и Бегали Косимовы, Ахмад Алиев. Ныне здравствующие и продолжающие исследовать творчество великого педагога и просветителя Наим Каримов, Д.А.Алимова, Сирожиддин Ахмедов, Шерали Турдиев, Халим Саид, Нормурод Авезов, Зебо Ахроровна и другие. Каждый из них внес огромный вклад в восстановление справедливости.
Литература:
1.Алимова Д.А. Феномен Джадидизма. Ташкент. Узбекистан. 2009 -180с.
2.Абдирашидов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века: связи – отношения – влияния. – Ташкент: Академ нашр, 2011.
3.Исмаилов А.И., Базарбаев К.К. Джадидизм-история просветительного движения и свободо мыслия в Средней Азии, конец XIX–началоXXвека. -Казахстан, 2013-№1-С.44-51.
4. Каримов Н. Махмудхужа Бехбудий. –Тошкент. 2010 -80 б.
5. Каримов Н., Хасанов С., Назаров С., Каримов Б. –Махмудхужа Бехбудий/ Танланган асарлар. –Тошкент. Академ нашр. 2018 – 308 б.
6. Махмудходжа Бухбуди. Избранные произведения. Ташкент, 1977.
7.Хасанов Б., Каримов Бехбудий меросининг миллий ғоя тарғиботидаги аҳамияти. /Илмий маколалар туплами. Тошкент: Мумтоз сўз, 2014-140 б.
Begbudiyeva P. Analysis of the pedagogical views of Mahmudhoja Behbudi and their impact on the formation of the national education system of Turkestan. The article determines the main trends in the development of the socio-political educational movement of the Jadids, in particular, the evolution of views on spirituality, morality, culture, the education of thinkers of the late XIX th and early XX th centuries. The pedagogical views, fundamental scientific ideas of M. Behbudi on the issues of ensuring prosperity and sustainable development of Turkestan through the reform of the education system are also considered.
Бегбудиева П. Маҳмудхўжа Беҳбудийнинг педагогик қарашлари ва уларнинг Туркистон миллий таълим тизимининг шаклланишига таъсири таҳлили. Мақолада жадидларнинг ижтимоий-сиёсий таълим ҳаракати ривожланишининг асосий тенденциялари, хусусан, XIX-аср охири ва XX-аср бошлари мутафаккирлари тарбияси, маънавият, ахлоқ, маданият ҳақидаги қарашларнинг ривожланиши ўрганилган. Махмуджужа Беҳбудийнинг таълим тизимини ислоҳ қилиш орқали Туркистоннинг фаровонлиги ва барқарор ривожланишини таъминлаш масалаларига оид педагогик қарашлари, фундаментал илмий ғоялари ҳам кўриб чиқилган.