ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОГНОЗИРУЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Видный немецкий ученый в области философии и психологии Карл Ясперс отмечает, что «человек всегда больше того, что он о себе знает…цель – это путь во времени» или же в продолжение этой мысли «человек – это проблема, которая вечно решается [1, с. 126]. С этой позиции, что из себя представляет время, какие ценности и смысловые аспекты использования этого фактора, как управлять этим процессом представляет интерес, как с точки зрения научно-теоретического обоснования, так и восприятия данной постановки задачи в разных аспектах человеческой деятельности, о чем обращает внимание Ананьев Д.Г. в работе о проблемах современного человекознания, то есть «современная наука все более охватывает многообразное отношение связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы ⥄ человек; общество и его историческое развитие ⥄ человек; человек ⥄ техника; человек ⥄ культура; человек и общество ⥄ земля и космос)» [2, с. 9]. Если данное определение принимать за основу, то есть если «…человек всегда больше того, что он о себе знает, в работе под названием личной эффективности приводится, что «Наполеон, да Винчи, Моцарт – всегда самостоятельно управляли своей жизнью. По большему счету, именно это и сделало их великими…однако таких людей единицы, и они отличаются необычайными способностями, так и достижениями, входящими за границу обычных человеческих возможностей…но сегодня уметь управлять собственной жизнью нужно большинству из нас – даже тем, чьи способности ограничены…мы должны учится развивать себя и находить такое место в обществе, на котором сможем внести максимальный вклад [3, с. 21]. В продолжение этой мысли, обращая внимание на цели и ценности времени Черников Ю.А. отмечает, что «если хотите добиться успеха в жизни, показать свои возможности и вашу уникальность, так как вы действительно таковым являетесь, это относится и к студентам и ко всем тем, которые в структуре вуза выполняют те или иные функции, в этом аспекте «вы должны каждый напоминать себе, о том, что ваш успех обеспечивается только внедрением, при чем решающее значение имеет именно скорость внедрения, подчеркиваю: не правильность в этой модели является решающим фактором, а скорость, потому что динамика мощная, интенсивность процесса высокая [4, с. 8], исходя из данного описания модели поведения личности можно заключить, что в каждый промежуток времени, если существуют определённые цели, они могут вступать в качестве регулятивов и выбора определённых ценностей и если рассматривать эти задачи с точки зрения получения образования и определить при этом как указывает Черников Ю.А. «скорость внедрения достигнутого, то в этом смысле речь должна идти о способах и умениях управлять временем с учетом тех замыслах, которых человек определяет для себя, планирует, прогнозирует, представляет эти цели. Следовательно, взаимосочетание понятия «ценностно-смысловое в определённой последовательности в смысле управления временем со стороны человека с учетом выбора жизненной стратегии, естественно у каждого человека это сугубо индивидуальное по сущности задача, то понятие «ценность» и «смысл» в философском словаре во взаимодополнении тогда те цели, которые ставит человек, разъясняется следующим образом, то есть цель – это «предвосхищённый в сознании результат, на достижение которого направлены действия». А ценность в кавычке – это специфическое социальное определение объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное) заключенные в явлениях общественной жизни или природы [5, с. 453]. Что касается понятия смысла, то в этом аспекте на наш взгляд следует включить смысл значения того, что какая роль отводится этому фактору в иерархии потребности человека, то есть цель, и целесообразная сущность в такой постановки задачи указывают к чему стремится личность, как собирается достичь поставленной цели, например в идеальном варианте в лице студента – своевременно приходить на занятия и осознанно осваивать новые знания и умения каждый день по завершению изучения каждой дисциплины, группе дисциплин, приобрести более совершенный опыт по избранной специальности, а преподаватель как главный субъект управления учебно-воспитательным процессом должен проводить занятия на основе современных требований и применения образовательных технологий в смысле того, что «учить или научить их в ходе занятий реализовать полученные теоретические знания на практике [6, с. 9]. Как и в первом, так и во втором случае описывающие цели и задачи обучения в вузе и выполнения при этом миссии преподавателя и ответственности за выбор стратегии жизни за каждый период времени, который является безвозвратным. Известный русский писатель Лев Толстой приводит, что «время есть бесконечное движение, без единого момента покоя – и оно не может быть мыслимо иначе» [7, с. 73], то есть если при этом подчеркивать «без единого момента покоя, надо уметь сосредоточиться к созданию модели времени, имея при этом ввиду, что данное понятие в системе психологических чувственных априориях взаимосвязано с «модальностью ощущения», то есть это количественная характеристика ощущения, отражающих основной источник информации выделяют зрительную модальность, слуховую и т.д.». [8, с. 633], следовательно, как отмечает Васильченко Ю.Л. «время – это единственный ресурс, который действительно принадлежит каждому из нас и который во многом определяет наши действия» [9, с. 40], а «гармоничное расположение времени и пространства обеспечивает динамику развития соответствующего образа и формирование характера…следовательно умение управлять временем и иными ресурсами это и есть согласно Берксону А. «поток творческого формирования, происходящее через человека, жизненный порыв («elan vital»), нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть…осознавая связи вещей, стремясь моделировать будущее» [10,с. 17], который способствует формированию соответствующих образовательных компетентностей, то есть «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности студентов и других участников целостного педагогического процесса к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностной и социально значимой продуктивной деятельности». [11, с. 167] Или, в этом смысле русле можно уточнить целевые задачи освоения программы обучения, «расставлять приоритеты» в процессе изучения каждой из предусмотренных дисциплин, группе дисциплин, знать влияние при этом мировых тенденций о важности результатов образования, демонстрируемые студентом (выпускником) по завершению каждого этапа обучения, курса, модуля, учебной дисциплины с учетом измеряемых и диагностируемых знаний, умениями и навыками, которые выражаются базовым определениям компетентности, в смысле построения модели профессионального роста студента – будущего выпускника во временном интервале: «я-настоящее», «я-в будущем», «мои цели на эту неделю», «мои цели на этот месяц» и т.д., то есть построение ценностно-смысловой циклограммы управления временем с учетом самоанализа, самооценки, самосовершенствование личности, которое включено в замысел статьи под названием «ценностно-смысловое управление временем в контексте достижения прогнозируемости и результативности обучения в вузе». Следовательно, в контексте базовых идей и замыслов философии образования для XXI века Гершунский Б.С. отмечает, что «понимание сущности ценностей и целей образования, тенденции той социальной среды в которой предстоит функционировать, образование в будущем, и возможные аспекты влияния образования на духовное и нравственные приоритеты личности и общества, на мировое ментальное и культурное пространство» [12, с. 5]. В этом аспекте, представляет интерес анализ оценки исторической эпохи времени, и представление о времени предложение Калининым С.В. в работе [13], с учётом использования и дополнения этих базовых терминологий применительно к поставленным целям.

 

Рисунок 1. Понятие и сущности времени в исторической ретроспективе согласно базовой классификации, описание модели времени (БКМВ) передоложенное Клининым С.М. [13], где: ЦС – ценностно-смысловое управление временем: где 1 – описание модели времени в визуальной метафоре, отображающей характер представления о времени в данную эпоху, с условным названием «Точка (Ÿ), это временная перспектива укорочена, так как «привязана» к непосредственной ситуации удовлетворения актуализированной потребности. 2 – описание модели времени в визуальной метафоре, отображающей характер представления о времени в данную эпоху, с условным названием «Цикл ( )», то есть: где время понимается и переживается как вечность, появляются первые модели времени, построенные на природных аналогиях; 3 – описание модели времени в визуальной метафоре, отображающее характер представления о времени в данную эпоху, с условным названием «Отрезок ( )», то есть: ограниченное время существования человека и вещей, почеркнутую из более древних учений появляется идея свободы воли, то есть человек, кроме ритуального, обретает индивидуальное время. 4 – описание модели времени в визуальной метафоре, отображающее характер представления о времени в данную эпоху, с условным названием «Прямая  (¯)», то есть: 16-18 века – эпоха бурного развития естественных наук и зарождения основных философских учений современности, основной акцент при этом делается на познании причин и следствий, на осмыслении «стрелы времени»; 5-описание модели времени в визуальной метафоре, отображающее характер представления о времени в данную эпоху, с условным названием «Спираль (   )», то есть: в современной философии и естествознании время чаще всего понимается как бесконечное движение, включающее в себя циклическое развитие.

Однако следует учесть, что в современной науке существует много моделей времени, достаточно сильно отличающихся друг от друга. С учетом представленной информации в современном гуманитарном словаре – сравнительные понятие «время» означает, что «форма течения, последовательной смены явлений и состояние материи, то есть по Анаксимонду который считал беспредельное время началом всего ….. прошлое, настоявшие и будущие – это модусы времени» [14, с. 95]. Им отвечают три состояния сознания – память, созерцание, творчество, а такие по утверждению Бердяева Н.А. «… существующие не только для судьбы мира, но и для судьбы личности [15, с. 225-226]. И далее проводится уточнение «понятия прошлого, настоящего и будущего, то есть времени описывавшее нашу жизнь, потому что, они в нас физически связаны: ограниченной продолжительностью нашей жизни, необходимостью постоянно заботиться о нашем организме, природой физического мира, из которого мы черпаем все, что нужно для подержания жизни [14, с. 96].

В качестве сравнения приводим другое разъяснение понятия «времени», приведение предложенной моделей в Современном словаре по общественным наукам, то есть «Время – одно из основных объективных форм существования материальной реальности. В характеристике: продолжительность существования процессов и явлений, последовательность изменения состояний и развитии всех материальных систем. В понятии время отражаются такие свойства объектов, как их устойчивость и изменчивость, существование до, после, и одновременно по отношению к другим объектам. Время необратимо: оно течет от прошлого через настоящее к будущему» [16, с. 71].

С учетом приведенного анализа о сущности модели «времени» и о понятии времени в двух аспектах разъяснения применительно к образовательным задачам и функциональным предназначением миссии вузов в современных условиях в контексте подготовки специалистов современной формации, то есть, «глубокое понимание обществом и политической элитой в постиндустриальных странах того, что успешное развитие образования в общем и в высшем образовании, в частности, является одним из важнейших факторов повышения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия его народа, эффективным средством социально-экономического, научно-технического и культурного процесса [17, с. 8]. С учетом указанных особенностей места и роли вузов, с учетом того, что «в этой ситуации возрастает и ответственность личности за свою судьбу, свое будущее, которое под влиянием образования, его ценностных ориентаций и смыслов, либо будет ориентировать личность на непрерывное профессионально-творческое саморазвитие, с учетом глобальных изменений в мире, либо личность будет «замкнуто» и «закрыто» в рамках лишь национальных ценностей и традиций» [18, с. 6].

Проведённый выше сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической основы и ценности восприятия понятия «времени», и если эти понятия проектировать с учетом временных интервалов, освоение программы обучения каждой дисциплины становиться актуальным для выделения компонентной сущности «ценностно – смысловое» понятие времени с позиции умения использовать каждый отрезок данной терминологии в русле поставленных целей в жизни и жизненных планов личности, то в философско-психологическим аспекте возникает главный парадокс о факторе использование этого понятия для развития личности, когда одни категории людей достигают главных вершин в жизни до включения в книгу Рекордов Гиннеса за высокий уровень интеллектуальных достижений, а другие, имея подобный по сущности потенциал возможностей мозга, за достаточно долгое истечение времени не могут хотя бы соответствовать самым низким показателям интеллектуального развития. Тогда становится актуальным, с каким уровнем интеллекта (IQ) и потенциальными возможностями и способностями приходит в вуз студент (поступают в вуз), и с каким уровнем системного мышления и успехов в обучении завершает обучение в вузе. Создавая модульные принципы оценки суммарного достижения студента по всем направлениям деятельности на основе базовых требовании вуза и осознание самого студента иметь жизненные планы и цели, именно в этом аспекте представляет интерес уточнение и обоснование “ценностно-смысловое” управление временем в вузе. Известно, что базовые показатели и рамки распределения резервов времени в вузе приводятся в таких важных документах как: в учебных планах (РВ1), государственных образовательных стандартах (РВ2), время, отпущенное для посещения занятий по общим правилам, установление в вузе (РВ3), время отведенное для выполнения семестровых задании (РВ4), время, отведенное для самостоятельной работы (РВ5), время, отведенное для рейтинговой оценки учебных достижений студента по каждой произвольно взятой дисциплине и комплекса дисциплин, включённых в учебные планы (РВ6), время, отведенное для отдыха и подготовки к занятиям (РВ7), время, отведенное для прохождения практик (РВ8), время, отведенное для саморазвития и систематизация личных достижений, то есть подготовки портфолио (РВ9), время отведенное на взаимодействие с преподавателями (РВ10), время, отведение для взаимодействия с деканатом и другими структурными подразделениями (РВ11), время, отведенное для взаимосвязи с работодателями (РВ12), время, отведенное на каникулы (РВ13), время, отведенное для работы в библиотеке, традиционной (РВ14), по этой же логике и в электронной библиотеке (РВ15), время отведенное для занятия спортом (РВ16), и множество других позиционных дел, где понятия использования время характеризуются с позиции детерминированного хаоса «не возвратности» с учетом его потери на данный момент жизни.

С учетом предложенного условного распределения времени, модель «ценностно-смысловое» управление временем студентов в русле выбора и реализации деятельного подхода в образовании, основанное на «активной познавательной деятельности студента, приводившая к формированию умения творчески мыслить, используя при этом приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения».

 

Рисунок 2. Упрощенная модель ценностно-смыслового понимания и разъяснение сущности «я и мое время», то есть 1 – о том, как я представляю «течение времени в вузе», 2 – о том, как я представляю «на сколько эффективно я использую время» 3 – о том, что я думаю о себе и о времени, 4 – о том, как я думаю о своих достижениях «за день, за неделю, за месяц и т.д.».

С учетом факторного взаимовлияния представленной модели в предположении того, что резервы времени по формированию знаний и умений не подаются комбинаторики простого суммирования и с этой позиции речь идет о резерве времени, где студенты в вузе выполняют базовые требования, например – проведение в этическом кодексе и правил оценивания успеваемости достигнутого уровня интеллекта и профессионализма, имея при этом ввиду то обстоятельство, что студенты придерживаются определенных социальных ценностей, то есть, социальные ценности — «это идеи, принципы, идеалы, цели, к которым, по мнению общества, необходимо стремиться…эти ценности определяют саму суть жизни человека» [foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/socialnye-cennosti]. Что касается понятия «смысла», то можно его отождествить со смыслом жизни, то есть, это, согласно базовому определению, приведенное в современном словаре по педагогики “личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта [19, с. 709].

Если данную постановки задач рассмотреть на предмет освоения, базовых требований в вузе, например программы обучения по каждой отдельно взятой дисциплине и группе дисциплин, то формирование при этом знаний, умений, навыков определенного количества дисциплин, включенных в структуру учебного плана по конкретной специальности, количество которых может составить для большинства специальностей от 40 до 50, включая общегуманитарные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, которые, по правилами кредитной технологии обучения являются обязательными, а также по выбору – элективные дисциплины.

Следовательно, понятие «ценностно-смысловое управление временем при освоении программы дисциплин Д01 …… Дn, означает, что предлагается подход, управление потенциалом возможности студента до уровня, гарантирующего успешное овладения содержания любой степени освоенных дисциплин с ожидаемой результативностью «на входе» с учетом иерархии распределения времени и проектирования достигаемых целей «на выходе».

 При этом уместно предложить составление циклограммы достижения успехов по ряду ДО1….. Дn и ДЕ1 ….. Дn с учетом оценки уровни интеллекта и выбора критериальных характеристик уровня профессионализма (УП1…..Т1, УП2….Т2….). где Т1..ТН представляет собой для каждой личности (студента) как “опережать” время или же “отставать” с учётом выбранной модели самооценки, как это предлагают немецкие учённые Йорг Кноблауха и Хольгера Вѐлтье. (https://www.labirint.ru/books/85924/)

 

1. У меня есть четкая цель, на которую я постоянно ориентируюсь, и я всегда знаю, чего хочу достигнуть.

 

2. Я знаю ключ к достижению этой цели, и с его помощью я двигаюсь дальше и устанавливаю четкие приоритеты.

 

 3. Я составлю себе планы на день и на неделю, пользуюсь ими и при этом постоянно их улучшаю.

 

4. Я располагаю некоторой системой планирования времени и рационально использую ее при составлении планов.

 

 

С учетом обоснования и обработки данных педагогических экспериментов с учётом анализа содержания идеи и цели ценностно - смыслового управления временем в контексте реализации вариативного подхода в обучении и интеллектуально - патриотического воспитания будущих специалистов в вузе, общую модель предложенных таким образом целей можно представить следующим образом.

 

Рисунок 3. Модель обоснования педагогической идеи и дидактической цели мотивационно-развивающих технологий и ценностно-смысловое управление временем в контексте реализации вариативных и альтернативных инновационных педагогических технологий в вузе, вариативного подхода в обучении, где: Д1, Д2... Дн - совокупность формирования теоретических знаний (приобретение, творческое воображение, требование), М1, М2.... Мн - навыки и приобретенные умения (планирование, проектирование, необходимое), ТЗ – профессиональные квалификационные требования в зависимости от требований конкурентоспособности, образования трудоустройства работы на рынке труда. МЗК - модель профессионального саморазвития на основе сравнительного анализа поставленной цели в установленное время.

Таким образом, данная модель имеет общий (универсальный) характер и может быть использована студентами, преподавателями, кафедрами, факультетами и другими структурными подразделениями вуза в контексте достижения целей формирования системного мышления студентов в русле виртуального проектирования успехов с учётом ценностно-смыслового управления временем в вузе. Используя эту модель, кафедры, факультеты и другие структурные подразделения высших учебных заведений могут проводить интеллектуальные чемпионаты, периодические аттестации, конкурсы для определения конкурентоспособности студентов, оценки рейтинга профессиональной деятельности преподавателей в вузе.

 

 

Литература

1. Южанинова Е.Р. Философия. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 127 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: – Питер, 2002, – 288 с.

3. Личная эффективность / (Пер с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2022. – 218 с

4. Черников Ю. Как психологу раскрутить себя. – СПб.: Питер, 2013. – 160 с.

5. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1972. – 496 с.

6. Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015. – 320 с.

7. Золотой век в афоризмах. / Сост. Н.П. Ходюшиной, вступ. Статья Н.М. Солнцевой. – М.: Эллис Лак 2000, 2003. – 320 с.

8. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана, – СПб.: Прайм - Еврознак, 2002;

9. Васильченко Ю.Л. Механизмы времени. Тайм менеджмент: теория, практикум. – К: Наша культура и наука, 2001. – 220 с.

10. Дронова Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза: Монография / Т.А. Дронова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 368 с.

11. Король А.Д., Эвристический практикум по педагогике: учеб.-метод. пособие / А.Д. Король, А.В. Хуторской, Е.И. Белокоз. – Гродно: ГрГУ, 2014. – 193 с.

12. Гершунский Б.С. Философия Образования для ХХI века: учеб. пос. для самообразования. Изд. 2–е, переработанное и дополнение. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512с.

13. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006. – 371 с.

14. Современный гуманитарный словарь-справочник.-М Олимп; ООО «Фирма» «Издательство АСТ», 1999-528 с.

15. Бердяева Н.А. Словарь справочник по педагогике / Авт.-сост В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 20004-448 с.

16. Современный словарь по общественным наукам/ Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 528 с.,

17. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика): учебное пособие. Гардарики, 2008. – 238 с.

18. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004-468с.

19. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.

 

 

 

 

Xorijiy filologiya jurnali tahrir ha'yati