ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЧИНГИЗА АЙТМАТОВА

Чингиз Айтматов считается одним из самых популярных писателей ХХ века. Интерес к творчеству  писателя  многих читателей и литературоведов объясняется тем, что в своих произведениях он поднимает актуальные проблемы Вселенной и общества. Из произведения в произведение у него проходят герои, национальный характер которых развивается и крепнет. Примером может послужить главная героиня повести “Джамиля”: “А вот Джамиля с первых же дней, как пришла к нам, оказалось не такой, какой положено быть невестке. Правда, она уважала старших, слушалась их, но никогда не склоняла перед ними голову, зато и не язвила шепотком, отвернувшись в сторону, как другие молодухи. Она всегда прямо говорила то, что думала и не боялась высказывать свои суждения”[7,65] “Джамиля бросалась в глаза своими уверенными, точными движениями, легкой походкой, словно бы все это происходило на просторе” [7,81]. Кемель из повести “Верблюжий глаз: “… я решил про себя: в лепешку разобьюсь, но сделаю так, чтобы никто не посмел меня не то что обругать, но и упрекнуть. В конце концов надо доказать, что я ничем не хуже других”[7,211] Алтынай из повести “Первый учитель”: “Я бежала, не думая куда, словно бы от избытка сил, и сердце мое билось в груди так радостно, словно бы  знало, почему я так легко и вольно бегу. Потому что я сделала маленькое доброе дело”[7,19]  Все они стараются выйти за тесные рамки патриархального родового быта, ради своего личного пути. В основном главные персонажи произведений Айтматова  -это молодой человек, это старик или мать, это ребенок. [6,5]

 

В каждом произведении Чингиз Айтматова есть символ, который олицетворяет природу. Это два могучих тополя из повести “ Первый учитель” :“В нашем аиле сколько угодно всяких деревьев, но эти тополя особенные – у них особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа” [7,6] предгорные степи из повести  “Джамиля”:  “Широко простиралась окрест предгорная степь, погруженная в сиреневые  сумерки. Темные смутные поля, казалось, медленно растворялись в тишине ”[7,75] , это маралы и рыбы из повести “Белый пароход”:  “Была у него такая заветная мечта: он хотел превратиться в рыбу” [8,261] “ Он мечтал превратиться в рыбу так, чтобы у него было рыбье – тело, хвост, плавники, чешуя, - и только голова бы оставалась своя, на тонкой шее, большая, круглая, с оттопыренными ушами,  с исцарапанным носом” [8,265]“А мальчику было хорошо. Он и не подозревал, что ждет его дома. У него горели глаза и уши.  Как, неужели вернулись маралы? Значит, все это правда! Дед говорит, что простила Рогатая мать – олениха людские преступления против неё и разрешила детям своим вернуться в Иссык - кульские горы. Дед говорил, что сейчас пришли три марала, чтобы разузнать, как тут, и если им понравится, то все маралы снова вернутся на родину” [8,303]  и др. Сюжеты действий у главных героев разворачиваются у писателя на кыргызских степях, у горных рек, у жемчужины Кыргызстана Иссык – Куль. Все его художественно – литературные образы ярко отражают киргизский образ мира.

            Немецкий критик Г.Юнгер проводит параллели между творчеством немецких писателей и произведениями Чингиза Айтматова. По его мнению, понимание искусства как средство изменения действительности складывалось во многом у писателя под воздействием теории эпического театра Брехта. Брехт использовал жанры, существовавшие веками, а также вводил различные приемы и повествовательные модели, такие как парабола и монтаж, мифы и легенды. Именно в этом смысле Чингиз Айтматов -  прямой продолжатель немецкого писателя. Введенные им разнообразные народные легенды и мифы считается органичной частью идейно – эстетической системы Ч. Айтматова.[6,5]. Любая художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, как бы подстраховывает взаимосвязь между человеком и природой. Что следует отметить, великие классики художественной литературы, а именно,начиная с эпохи Возрождения романтического направления  У.Вордсворт, Дж.Байрон, Г.Гейне,  Т.Мани, У.Фолкнер, Р.Ролан, А.Камю,  Б.Шоу, Ф.Тютчев, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой и др.считали  природу первоисточником творческого вдохновения и началом всех эстетических критериев. [2,34] Природа у Чингиза Айтматова оживает,  дышит, радуется, печалится как живое существо “Дождь, что хлынул среди ночи, постепенно пошел на убыль. Ушел, как пришел, ещё куда – то пролиться ливнем. И наконец и вовсе стих, лишь изредка срываясь сверху запоздавшими каплями. А время близилось к рассвету, омытому и усыпанному звездами рассвету, - небо, ещё темно – агатовое в глубине, после дождя все больше светлело по краям. Прохладой веяло от влажной почвы, от вытянувшихся за ночь трав.”[9,165] “Снег порошил, ветер со всех сторон, как злая собака, цепляется” [9,382]. Природа изображается у Чингиза Айтматова как носительница всего прекрасного “содержательного”, что автор не устает восхищаться её величием. “Весна в ту пору была в полном цвету. Земля в предгорье полыхала тюльпанами” [7,125] “Зима откочевала за перевал. Уже гнала свои синие табуны весны. С оттаявших, набухших равнин потекли в горы теплые потоки воздуха. Они несли с собой весенний дух земли, запах парного молока. Уже осели сугробы, и тронулись льды в горах, и тренькнули ручьи, а потом, схлестываясь в пути, они хлынули бурными, всесокрушающими речками, наполняя шумом размытые овраги” [7,35]. “И горы Кунгеи, обращенные к солнцу; на склонах Кунгеев ничего не росло, кроме травы. И горы еще поменьше, в той стороне, где озеро, - просто голые каменистые увалы. Увалы спускались в долину, а долина смыкалась с озером. В этой же стороне лежали поля, сады, селения…” [8,258]. “Тем временем за белесой дымкой горизонта шевельнулось солнце. Оно долго не всходило, медлило, точно боялось окинуть взглядом всю ширь и даль анархайской земли. А потом приподнялось и выглянуло одним краешком. Что может быть красивее степи на утренней заре!” [7,211]. Взаимосвязь природы и человека в повестях '' Первый учитель”, “Джамиля”,“Верблюжий глаз”, “ Тополек мой в красной косынке”  и др. имеет особый и божественный смысл, когда человек и природа взаимно растворяются друг в друге. “Когда мы загрузили последнюю мажару, Джамиля, словно позабыв обо всем на свете, долго смотрела на закат. Там, за рекой, где – то на краю казахской степи, отверстием горящего тандыра пламенело разомлевшее вечернее солнце косовицы. Оно медленно уплывало за горизонт, обагряя заревом рыхлые облачка на небе и бросая последние отсветы на лиловую степь, уже подернутую в низинах просинью ранних сумерек. Джамиля смотрела на закат с таким тихим восторгом, словно ей явилось сказочное видение” [7,69].“А ночь выдалась великолепная. Кто не знает августовских ночей с их далекими и в то же время близкими, необыкновенно яркими звездами! Каждая звездочка на виду. Вон одна из них, будто заиндевевшая по краям, вся в мерцании ледяных лучиков, с наивным удивлением смотрит на землю с  неба. Мы ехали по ущелью, и я долго глядел на неё.”[7,85].“Она охотно согласилась. Я не узнавал её. И себя не узнавал. Все тревоги, горести как рукой сняло. Были только мы, было наше счастье, небо и дорога…” [1,130]. “Я шел смятенный и растерянный. Странной, непривычной вдруг  показалось мне эта притаившаяся, грустная тишина. Словно бы степь прислушивалась к моим шагам, к моим мыслям.”[7, 234]

            Литературно – художественный образ в повестях Чингиза Айтматова являются органичной частью природы, вместе с природой он переживает смену времен года, грустит или смеется, испытывает энергетический подъём. “Иногда посмотришь на человека со спины – и сразу поймешь, в каком он состоянии, что творится у него на душе. Вот и тогда было видно, что учитель наш убит горем. Он шел с поникшей головой, с трудом волоча ноги. Я до сих пор помню страшное чередование перед глазами черного и белого: мы взбирались гуськом на бугор – под черной шинелью горбилась спинаДюйшена, а выше по крутизне над ним горбились верблюжьими хребтинами  белые сугробы, и ветер срывал с них поземку, а еще выше – в белом мутном небе темнела одинокая черная туча ”[7,28]. “С приходом весны мы зажили веселее”[7,35]. Великий писатель Ч.Айтматов, как и многие творческие гении мировой классики, призывал внимательнее взглянуть на красоту и гармонию в природе, что несет в себе идею истины и добра.

            Творческий подход Чингиза Айтматова к описанию красоты гор, степей родного края отражает патриотические чувства, его твердую убежденность в самоценности естества, эстетическое значение которого преумножается в связи высоким уровнем мастерства писателя, его эмоциональные впечатления позволяют выделять в окружающей действительности точные характеристики явлений. В его повестях “Белый пароход,” “Джамиля”, “Тополек мой в красной косынке”, “Верблюжий глаз” и др. красота природы обладает мощным эстетическим воздействием. “Среди растений тоже – “любимые”,  “смелые”, “боязливые”, “злые” и всякие другие. Колючий бодяг, например, - главный враг. Мальчик рубился с ним десятки раз на дню. Но конца этой войне не видно было – бодяг все рос и умножался. А вот полевые вьюнки, хотя они тоже сорные, - самые умные и веселые цветы. Лучше всех встречают они утром солнце. Другие травы ничего не понимают – что утро, что вечер, им все равно. А вьюнки, только пригреют лучи, открывают глаза, смеются…. Щиралджины высокие, цветов на них нет, а пахучие, растут они островками, собираются кучей… Пахнут они, как сосновый лес на опушке” [8,245]. В данном отрывке из  повести “Белый пароход” описывается мир богатых красок, населенный разнообразными растениями, кустами, деревьями.

Эстетика – это один из разделов философии, который изучает вопросы красоты, искусства и вкуса. В переводе с греческого слово “эстетика” означает “чувственный, восприимчивый к прекрасному”. В научный обиход понятие “эстетика” в середине 18 века ввел немецкий философ – просветитель Александр Готлиб Баумгартен.  “Под красотой, - писал М.Горький, - понимается  сочетание различных материалов, а также звуков, красок, слов,  которое придает созданному, сработанному  человеком – мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость перед их способностью к творчеству ” [4,1].

Творчество Чингиза Айтматова развивалось в реалистическом направлении. С большим интересом творческий путь писателя изучали такие исследователи как К.Асаналиев, А.Акматалиев, Д.Гачев, Ч.Т.Джолдошева, Ч.З.Мамытбекова, Н.Иванова и мн.др. [5,72]. В повести “Первый учитель” Ч.Айтматов рассуждал о гуманизме, о красоте человеческой души, о красоте трудной и чистой жизни, отданной на благо народа.[3,52]. Эту идею истину, связанную с тополями учитель Дюйшен вселил в сознание Алтынай. “Мне кажется, что ты будешь ученым человеком. Я в это верю, вот посмотришь, у тебя на роду так написано. Ты сейчас молоденькая, точно прутик, такая же, как эти топольки. Так давай посадим их, Алтынай, своими руками. И пусть твое счастье будет в учении, звездочка ты моя ясная” [7,38]. Чистосердечный энтузиазм учителя Дюйшена не пропал даром. В городе Алтынай учится на рабфаке, потом – в Москве. Алтынай росла и набирала силы вместе топольками, и стала хорошим человеком: академиком, ученой Алтынай Сулеймановой, заведующей кафедрой в университете. У этих тополей своя, особая и певучая душа. Чингиз Айтматов  видел одно из главных преимуществ литературы в том, что она пытается изменить человека в плане гуманизма: “Художники не только благосклонны к людям, они и требуют от них кое – что, потому что они верят, что человек сумеет изменить мир и себя” [4,71]

            В заключении подчеркнем, что художественно – эстетические принципы Ч.Айтматова воспевают красоту человеческой души, красоту трудной и чистой жизни, красоту природы родного края. Природа, как эстетическая ценность представлена в творчестве Чингиз Айтматова как тема бесконечно обновляющейся жизни, торжества гармонии во взаимоотношениях человека и природы.

Литература

  1. Айтматов Ч. Ответственность перед будущим // Вопросы литературы. – 1967. -  №9. С. 74.
  2. Болданова И.С., Надагурова А.А. Художественная литература как форма эстетического восприятия (на примере русской литературы ХХ в.)// Вестник Бурятского государственного университета.- 2016. - Вып.3.
  3. Брусиловский Д.А. Философия Ч.Айтматова как новая сущность межкультурного и межрелигиозного диалога в едино цельной социально планетарной системе //Философские науки. – 2016.- Ч.2, №11 (73).-. С.51
  4. www. design.wikireading.ruВанслов В.В “ Прекрасное в жизни и искусстве”
  5. Джолбулакова Ч.А., Арстанбекова Ж.А. Идейно – эстетические поиски современной прозы Кыргызстана на русском языке // Литература народов  стран и зарубежья.  – 2009. – С.71 -75
  6. Пу Сяо Лун.  Авторская концепция национального характера в прозе Ч.Айтматова:автореф.дис. …канд.филол.наук. Москва, 1993. 18 с
  7. Айтматов, Ч. Повести. – Ташкент: “Узбекистан”, 2015.-  236 с
  8. Айтматов, Ч.Повести и рассказы.- Фрунзе. “Кыргызстан”, 1985. – 608 с
  9. Айтматов, Ч. Плаха. Романы: Нукус. “Каракалпакистан”, 1988.-604 с
Xorijiy filologiya jurnali tahrir ha'yati