Узбекский литературный процесс ХХI века рассматривается как новый этап в последовательном движении и развитии литературного процесса, охватывающего весь период национальной литературной истории в целом и ХХ века в частности. В связи с этим важно говорить сегодня именно о специфике рубежа ХХ – ХХI веков, являющегося концептуально значимым переходным этапом в литературном движении от века ушедшего к веку настоящему.
Несмотря на то, что в узбекской романистике XXI века жанровая форма, способы выражения претерпели множество изменений, человеческая интерпретация долгое время оставалась неизменной. Только к концу века наши творцы освободились от идеологического гнета, связанного с пониманием человека, его изображением. В ряде рассказов и романов, созданных за годы независимости, реалистичный образ изображён с человеческой точки зрения [4; 99]. В этих романах есть герои, которые стремятся понять смысл жизни и тайны человеческого сердца, которые то раздавлены, то оттеснены повседневной жизнью, которые постоянно исследуют себя. Такая «внутренняя активность» в характере главных героев упрочила психологическую основу романа, еще больше усовершенствовала методы и средства психического анализа, привела к появлению объективных установок, теоретических подходов к разным стилям и жанрам литературного процесса.
Современный литературный процесс, узбекский художественно-эстетический мир сложно представить без творчества Улугбека Хамдама. Улугбек Хамдам своими романами доказал, что является одним из мастеров искусства раскрытия психологии человека с помощью слов, анализа человека на основе различных философских и психологических критериев. В этом смысле изучение проблемы художественной психологии в романах писателей, произведения которых вызвали разногласия в области отечественной литературы, сегодня позволяет объективно оценить изменения, происходящие в современном литературном процессе.
Роман «Бунт и смирение» был доведен до русскоязычных читателей в 2003 году в переводе на русский язык Н.В. Владимировой [11]. Учитывая, что этот роман является одним из произведений, способствующих развитию художественного психологизма в узбекской литературе XXI века, мы обращаем внимание на используемые в нем средства психологической интерпретации. В последние годы узбекские читатели и литературоведы привлекли внимание монографий и сборников научных статей, таких как «Старый Свет и Новое Я» [1; 234]. Ну, в чем суть романа «Бунт и смирение», гармония формы и содержания, особенности художественного текста?
Анализируя психологические методы и инструменты романа «Бунт и смирение», мы убеждаемся, что в сердцах героев живет несколько «я» и что эти «я» вступают в межсознательное общение. Даже без отдельного утверждения понимание необъяснимых событий проявляется через мастерство писателя. Эта работа разделена на главы и имеет два разных значения:
- Сотворение Вселенной, а также Адама и Евы, их изгнание с небес обманом Cатаны;
- Это становится понятно, когда люди, живущие в пространстве и времени, совмещают в себе судьбу.
В этом предисловии к роману автор обсуждает создание вселенной на основе стихов Корана. Писатель не отступает от условности художественной действительности, но логично подчеркивает образ души в неповторимом стиле.
Примечательно, что психика человека не упоминается. Но подробности романа указывают на последующие события. «Взгляд из тюремной дыры» главного героя Акбара дает художественные линии таким ситуациям, как конфронтация с самим собой.
«Улугбек Хамдам отражает сильные и слабые стороны человечества с разных точек зрения. В частности, использование положительных записей в сравнительном анализе с ранней историей человечества дало положительные результаты. С покаянием, пониманием и послушанием человеческого рода, под руководством слуги на пути истины, божественные и философские мысли выдвигаются в образе Акбара через некоторые волнующие мысли», [4; 630] - отмечает литературовед М. Пирназарова.
Действительно, комментарии исследователя помогают прояснить широту психики в поэтическом анализе бунта и смирения. Ведь человек всегда страдает духовно, чтобы понять и осознать себя. В жизни есть люди, которые всю жизнь живут в объятиях противоречий. Судьба таких людей художественно описана в «Бунте и смирении».
В романе «Бунт и смирение» авторский голос активен, чем в первом романе «Равновесие», в нем философские наблюдения глубже, его подсознательное мышление более успешно, сущность человеческого бытия, предназначенная богом и указанная в Коране, художественно воспроизведено в стиле, который обеспечивает уникальность романа.
История сотворения Вселенной и Адама, объединяющая композицию романа в единую идею, а также интерпретации изгнания Адама и Евы с небес.
Восстание против судьбы - Восстание против Творца раскрывается через образ главного героя романа Акбара, и невольно вспоминается образ мятежного Родиона Раскольникова из М. Достоевского.
В реалистическом романе бунт в духе главного героя полифонического романа «Преступление и наказание», также не был против судьбы, Творца. Разве не цель Раскольникова, восстание, приведшее к преступлению, демонстрация своего всемогущества, убившего ростовщицу и ее сестру, не из-за неиспользованных украденных денег или драгоценностей?!
В романе от простого к сложному, от мира индивидуального к осмыслению общечеловеческих ценностей, психика человека и времени, живущих в одушевленном пространстве и времени, художественно выражается через поэтически-метафорическое синкретическое изображение реальной жизни.
В произведении в качестве самостоятельных приемов художественной метафоризации выступают такие красочные психологические приемы и средства, как портрет, диалог, монолог, сон, психологические символы, эмоциональные движения, пейзаж, галлюцинации. Психологическая связь между разумом и подсознанием главных героев обеспечила своеобразную композиционную структуру романа [9; 78].
Авторский метод повествования выступает как первичный инструмент психологизма. Писатель использовал широкий спектр невербальных средств психологической образности, таких как словесное (посредством речи) и мимика, жесты, поза.
В романе изображен не только внешний вид главного героя Акбара, но и психологический мир, сформированный внешними воздействиями – драматизм души.
Анализ романов У. Хамдама проясняет важную сторону писателя. Создание образа учителя, воплощающего концептуальную идею в романах У. Хамдама, интерпретируется как идейный учитель Мухаммаджона ака и Юсуфа в романе «Равновесие» и Табиба и Акбара в «Бунте и смирении».
Сходство между двумя образами духовных учителей заключается в том, что они оба живут в одиночестве, вдали от своих семей. Когда изучаем сюжетные и композиционные формы психологизма в романе «Бунт и смирение», мы видим, что характерной чертой главных героев романа является то, что психологическая коммуникация между ними отражается в композиционной структуре романа.
В романе преобладает лирический принцип типизации главного героя. Психологическое поведение Акбара полностью реалистично обусловлено. Поэтому писатель рисует внутренний мир персонажей через противоречия, напряжения, душевные состояния страдания, тяжелые переживания.
Акбар радуется, когда видит белый снег, чтобы забыть годы тяжелой работы, медитирует и, кажется, забыл о своих грустных моментах. Здесь можно сказать, что каждая деталь, использованная Улугбеком Хамдамом, имеет свою художественную функцию. Писатель, которому удается раскрыть человеческую психику и тонкости человека, мыслит вселенную в универсальном масштабе, чувствует ее сердцем, что в свою очередь привлекает внимание читателя.
В романе Акбар прошел путь от заключения в тюрьму за непреднамеренный грех и превратил свою жизнь в другой поток из-за собственной слабости. Возможно, это результат загрязненного общества, к которому он принадлежит [4;149].
Говоря об образе, породившем идею романа, мы замечаем, что некоторые из них образуют цепь общения независимо друг от друга, осуществляя межсознательное общение в соответствии со своей психологической функцией. Его можно описать так: Акбар - Садр, Акбар - Заключенные, Турсунбой Жонталаш - Табиб, Нигина - Табиб, Акбар - Табиб, Искандар - Табиб. В романе созданы психологические портреты более десятка героев.
По жанровым признакам роман можно считать серией открытых романов. Каждый ученик, который верит в правоту судьбы, обязан сказать, что Садр - это оправдание, что Акбар был заключен в тюрьму летом.
Обратим внимание, что в процессе интерпретации романа Садра во второй раз Доктор просит разъяснить действия Акбара. К тому же о нем никогда не вспоминают и не находят в системе новых событий. Как будто он выпал из экипажа.
Фактически, Акбар переезжает из села в город как прелюдия к восстанию, которое разрушило его жизнь и проникло в его душу. Он даже находится в отношениях со своим братом, на пути чистоты между Дианой и его женой Зарифой. Садр присутствует даже в странствующем марше Акбара между городом и селом. Информация о его жизни не имеет статуса в спектакле. Угнетение в груди Садра Акбара продолжает жить в душе Акбара как фактор восстания.
Одним из персонажей романа, который служит психологическим орудием, является Турсунбой Джанталаш. Он не имеет ничего общего с Акбаром. Но можно с уверенностью сказать, что он один из персонажей, раскрывающих идею произведения. Его лето - черный труд. Это иронично-гротескный образ узбека. Он духовный брат Дехконкули Тогая Мурада. Судьба Турсунбоя вносит ясность в философию Адама, Вселенной и Творца, сформированную в психике и сознании Доктора.
Духовный учитель, Доктор, который в своей судьбе преодолел бунт и в конце концов заступился за единение человека со своим Создателем, который не переносит ошибки человечества, особенно в природе и последствиях клонирования в медицине.
Беседа доктора со своим учеником Акбаром перед смертью примечательна, даже логический вывод, завершающий идею работы: «Все, что начинается, где-то и заканчивается». Но вопрос в том, сможете ли вы сочетать эти две точки - начало и конец - на протяжении всей жизни? Что еще более важно, подходят ли эти две точки в вашем сердце, в вашем мире?!
Если это подходит, если мир, который вы создали, способен на это, тогда вы добьетесь успеха: вы найдете конец, прежде чем умрете ...».
Во второй части романа, главе 13, извинения Доктора даны в форме внутреннего монолога. В этом извинении мольба к Аллаху интерпретируется в форме восстания, послушания, мужества, колебаний, руководства и острого психологического диалога в уме и духе главного героя, понимающего Аллаха. На наш взгляд, это тоже отражение художественного мастерства писателя [5; 69].
Еще один психологический инструмент, использованный автором в романе, - это письмо. Это была воля его наставника, Доктора, который обеспечил герою душевное спокойствие и поздравил Акбара с его руководством и дал ему статус учителя.
Когда мы изучаем сюжетные и композиционные формы психологизма в романе «Бунт и смирение», мы видим, что характерной чертой главных героев романа является то, что психологическая коммуникация между ними отражается в композиционной структуре романа [6;560]. Литературовед К. Джураев отмечает, что личность писателя хорошо просматривается в описании событий в «Бунте и смирении». Только мастерство создателя состоит в том, что все образы, которые он создает, разные, одно не похоже на другое, индивидуальное, неповторимое. Они не лирические герои или прототипы «шаблонов». Но в то же время писатель находится в этих героях, в своем сердце, переживая с ними. В романе «Бунт и смирение» преобладает лирический принцип типизации главного героя. Психологическое поведение Акбара полностью реалистично обусловлено. Поэтому писатель рисует внутренний мир персонажей через противоречия, напряжения, душевные состояния страдания, тяжелые переживания. Однако это было сделано не для самих героев, а для того, чтобы подчеркнуть накал их идейных и духовных исканий и тот факт, что человеческая природа — это место бесконечных грехов. Внутренний мир героев Улугбека Хамдама всегда движется в масштабах двух полюсов, двух противоречивых состояний. Такой контрастный подход к сложностям психики, желание проникнуть глубже возникает через осознание того, что это абсолютно непостижимо.
В романе «Бунт и смирение» проблемы и ценности человечества художественно отражены через исламско-философское мышление писателя, философские суждения писателя глубокие, межсознательное духовное общение основано на Коране, в романе, от простого к сложному, [8;120] от мира индивида до интерпретации общечеловеческих ценностей, психика человека, живущего во времени и пространстве, художественно отражено через интерпретацию и интеграции сознательного, подсознательного и реальной жизни.
Роман «Бунт и смирение» составляет многослойный, сложный текст. В современной филологии текст воспринимается по-разному. Прежде всего, это вопрос о том, с какой позиции будет рассматриваться текст. Как объект филологического анализа и или как объект, влияющий на читательскую рецепцию. В обоих случаях требуется работа с текстом, т.е. языком художественной литературы.[1] Именно разносторонний анализ требуется при исследовании идейных и духовных исканий героев романа Улугбека Хамдама «Бунт и смирение» и как объект филологического анализа, и как объект, влияющий на читательскую рецепцию.
Использованная литература:
<>9.Пардаева З.Ж. Интеграционные филологические методы исследования // Хоrijiy filologiya. №2, 2022. – с.22-24. https://slib.uz/ru/journal/view?id=233
Shukurova F. The ideological and spiritual quest of the heroes of the novel "Rebellion and Humility" by Ulugbek Hamdam. This article examines the changes that took place in the genre form of Uzbek novelism of the ХХI century. In the works of that period, changes also occurred in the ways of expressing the human understanding of being. It is to this kind of works of this time that Ulugbek Hamdam's novel "Rebellion and Humility" belongs. Particular attention in the article is paid to the ideological and spiritual quest of the heroes of the novel. In the novel, the characters strive to understand the meaning of life and the secrets of the human heart, they are sometimes crushed, then pushed aside by everyday life, the characters constantly explore themselves, the characters constantly discover new spiritual horizons and spiritual meanings in themselves, the hitherto hidden qualities of the human soul, its spiritual potential, are vividly manifested.
Шукурова Ф. Улуғбек Ҳамдамнинг "Исён ва Итоат" романи қаҳрамонларининг ғоявий ва маънавий изланишлари. Ушбу мақолада ХХI-аср ўзбек романчилигининг жанр шаклида содир бўлган ўзгаришлар таҳлил қилинган. Ўша давр асарларида инсоннинг борлиқ ҳақидаги тушунчасини ифодалаш усулларида ҳам ўзгаришлар юз берди. Улуғбек Ҳамдамнинг “Исён ва итоат” романи айнан шу давр асарларига ҳос. Мақолада роман қаҳрамонларининг ғоявий-маънавий изланишларига алоҳида эътибор қаратилган. Романда қаҳрамонлар ҳаётнинг маъносини ва инсон қалбининг сирларини тушунишга интилишади, улар баъзан эзилади, кейин кундалик ҳаёт томонидан четга сурилади, қаҳрамонлар доимо ўзларини ўрганадилар, доимо янги маънавий уфқлар ва маънавий маъноларни кашф этадилар. инсон қалбининг шу пайтгача яширин фазилатлари, унинг маънавий салоҳияти яққол намоён бўлади.
[1] Пардаева З.Ж. Интеграционные филологические методы исследования // Хоrijiy filologiya №2, 2022. – с.20. https://slib.uz/ru/journal/view?id=233