О ПОЭМЕ А.БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

Яркий представитель «Серебряного века» русской поэзии Александр Александрович Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец А. Л. Блок, юрист, профессор Варшавского университета. Мать А.А. Бекетова, писательница.

Детство поэта прошло в семье дяди ректора Петербургского университета. Литературная деятельность Блока началась в 1903 году в журнале «Новый путь». Уже на следующий год вышла книга «Стихи о прекрасной Даме», которая принесла ему широкую известность. Крупнейший поэт русского символизма, Блок выступил сначала продолжателем В. Жуковского, А. Фета, Я. Полонского. Важную роль в его духовном развитии сыграли события революции 1905 года, усилившие социальные мотивы в его творчестве «Сытые», «Митинг» и др. В поэзии Блока оживают некрасовские традиции. Поэт освобождается от влияния декадентства. Его творчество развивается в русле гуманизма и демократизма. Пафосом революционного преобразования жизни проникнуты и немногие лирические стихотворения Блока, написанные им после Октября. Поэт принял активное участие в строительстве новой социалистической культуры.

Русские классики великие мастера художественного стиля. Они давно стали неотъемлемой частью мирового литературного процесса, а их произведения жемчужинами мирового искусства. Они сыграли исключительно важную роль в развитии русского языка того могучего и прекрасного языка, которым гордился русский литературный критик, теоретик, публицист Виссарион Григорьевич Белинский. «...Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», писал В. Г. Белинский.

Гуманизм, народность, реализм, высокое патриотическое воодушевление, великолепное мастерство все эти прекрасные черты русской классической литературы нашли свое дальнейшее развитие в творчестве великого русского поэта А.Блока. Сила, богатство, выразительность стиха Блока являются высоким образцом для многих поэтов.

Особое место среди символистов занимал Александр Александрович Блок. Его поэзия, исполненная глубокого социального смысла, с самого начала развивалась по существу в ином, революционном русле, и ей были глубоко чужды безыдейность. Во многих произведениях Блока громко звучит голос жизни, ненависть к буржуазному миру и страстное стремление выбраться из тупиков декадентства, отыскать путь к народу.

Предреволюционные стихи А.Блока проникнуты настроениями фатальности, недоверия, скептицизма. У поэта все более крепнет мысль об исторической необходимости крушения старой жизни и начала новой жизни.

Блок принимал Октябрьскую революцию как «невиданный мятеж», исторически неизбежный и справедливый, не пугаясь жертв. Отношение к назревающему великому столкновению двух миров нового и старого – вот что определяло позицию Блока.

Одни писатели и поэты радостно приветствовали наступление новой эры и деятельно боролись за ее победу. Другие связали свою судьбу со старым, уходящим миром и боялись будущего. Были и такие писатели, которые, хотя и ненавидели старый мир, но не знали дороги к свободе.

С каждым годом в творчестве Блока усиливается предчувствие грандиозных потрясений, которые призваны изменить судьбу человечества. Он связывал с революцией надежды на новую счастливую жизнь. Революцию призывал он громко и требовательно:

Эй, встань и загорись, и жги

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги! [3, 395]

Ей он посвятил поэму «Двенадцать». «Двенадцать» одно из самых загадочных произведений русской поэзии, одно из самых вроде бы однолинейных по сюжету, который так просто изложить в немногих словах. [1, 272] Традиционный для поэта образ Родины выступает здесь в новом освещении: «мировой пожар» революции уничтожает старый мир.

Поэма начинается с символического образа ветра. Это такая некая стихия, которая сметает  все на своем пути. Причем эта стихия всеобъемлющая. Несложно угадать в этом очистительном вихре революцию. Ведь именно ветер разгоняет остатки старого мира:

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

Старый мир – это «барыня в каракуле», «невеселый поп», старушка, которая напоминает курицу и пес: «И старый мир, как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост».   Новый мир символизирует двенадцать красногвардейцев. Это «апостолы новой веры» так принято их называть.  «Апостолы новой веры» имеют темное прошлое, но светлое будущее. Поэма построена на контрасте: черный вечер – белый снег. Однако ветер как будто стирает все эти границы между образами. При этом складывается вполне символическая картина. И именно образы старого мира связаны со светом: «кругом огни, огни, огни..». А новый мир не только связан «с черными ремнями винтовок», но и злобой, которое кипит в сердцах. Но эту злобу Блок называет святой, потому что она копилась столетиями, пока господствовала крепостное право, то есть люди имели право измываться над другими. 

Поэма «Двенадцать» состоит из 12 глав – эпизодов. Главный художественный приём контраст. Это борьба черного и белого. Черный символ темного начала, белый – это символ святости. И также ветра и мороза. Ветер это символ движения, динамики, изменения, и революции в том числе, а мороз – это символ смерти и застоя.

Кольцевая композиция, присущая этой поэме первые и двенадцатые главы. Они имеют общие мотивы и образы. Например, ночь, зима и вьюга. Поэма организована по принципу симметрии. Первые и двенадцатые главы отражают друг друга. Противопоставлены черные, белые цвета, и такие слова как «впереди» и «позади». Отражают друг друга и вторая и одиннадцатая главы. Они объединены рассказом о движении Двенадцати. Двенадцать это отряд красногвардейцев, которые находятся на дежурстве. Они охраняют только наступившую новую власть после октябрьской революции. Во второй и одиннадцатой главах присутствуют тоже и образные параллели, например «без креста» во второй главе, а в одиннадцатой главе «без имени святого». Третья и десятая главы объединены песнями, частушками. Пространство обеих глав это внутри отряда красногвардейцев. Четвертая и девятая главы объединены образами буржуя, старого пса. Пространство обеих глав – это город. Пятые восьмые главы это внутренние монологи Петра, и главы связаны мотивом ножа. Если в пятой главе мы видим монолог Петра перед убийством Катьки, то в 8 главе это уже муки совести героя. Шестая и седьмая главы объединены убийством Катьки и внутренними муками Петра. Форма глав это полилог, в котором участвуют, предположительно, все красногвардейцы.

Основополагающее значение имеют тема и идея пути в произведении Блока. Шествие красногвардейцев в поэме – это реальное, практическое их движение по вьюжным улицам города, а также символическое движение революции.

В поэме есть один женский образ. Это образ Катьки, которая выбирает в себя все черты всех блоковских героинь, черты Прекрасной дамы, женщины с испорченной, поврежденной судьбой.

В последней главе появляется образ Христа. Неожиданно оказывается Христос, как бы утверждающий святость революции. Его образ в поэме удивляет читателя и вызывает много споров. Каким образом появляется он? Почему Блок именно так заканчивает поэму? Что он этим хотел сказать? Сам Блок долго сомневался, что именно так закончил текст. Но в конечном итоге говорил, что это было единственным логичным и правильным завершением. Поэтому он Христа оставил. Через этот образ автор передал свою веру в светлое будущее России.

Появление Христа впереди отряда это с одной стороны надежда на то, что в них осталось человечность. Вспоминаем, что Петруха после убийства Катьки   испытывает муки совести, то есть очень сильно от этого страдает. С другой стороны Христос это возможно символ обновления, фигура, связывающая космос с микрокосмосом человека. Микрокосмос – это малый мир, отражающий в себе весь мир, вселенную. познание мира человеком, искание самого себя. По третьей версии Христос символ некой бунтарской стихии, рождающегося нового мира. Христос берёт на себя грехи двенадцати красногвардейцев.

По этому поводу публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель Корней Иванович Чуковский, современник Блока в своей статье «Александр Блок как человек и поэт» пишет так: «Помню, как-то в июне в 1919 году Гумилев, в присутствии Блока, читал в Институте Истории Искусств лекцию о его поэзии и между прочим сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект.

Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему- то прислушиваясь:

Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: к сожалению, Христос» [3, 409].

Именно образ Христа в стихотворении Блока «Двенадцать» составляет идейное ядро ​​произведения. Это символ, не только закругленный, увенчанный стихотворением, но и давший новое благословение его понятию. Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» неисчерпаем и многозначителен. Нам остается только попытаться приблизиться к истинному смыслу.

Язык поэмы «Двенадцать» не похож не на что, написанное Блоком ранее. В первую очередь Блок заменяет литературный язык «голосом улицы», во-вторых, он использует песни, плясовые, марши, романсы, фольклорные мотивы, цыганские песни. Блок активно использует в этой поэме повторы, иногда у него рифма присутствует, иногда отсутствует. Использует активно междометие и звукоподражание и вся поэма пронизана ритмом марша.

Пес, преследующий красногвардейцев, символизирует собой старый уходящий мир, и является спутником «буржуя», всё имущество которого было конфисковано новой властью.

Структура поэмы «Двенадцать» состоит из следующих элементов: 

- экспозиция, которая происходит в первой главе. А.Блок в этой главе изображает обстановку после революционного Петрограда, заснеженного, морозного. В экспозиции читатель знакомится с главными героями произведения, т.е. с двенадцатью красногвардейцами;

- завязка, элемент художественного произведения реализовывается во второй главе. Красногвардейцы вспоминают Катьку, бывшую девушку одного из них, и предателя-Ваньку.

- развитие действия, после которого читатель узнает историю, нелегкую судьбу красноармейцев.

- кульминация, включает главы шестую и седьмую. В этих главах рассказывается об убийстве Катьки, в лице которой погиб старый мир. После убийства Катьки Петруху начинают мучить угрызения души.

- развязка, которая находит отражение в восьмой и девятой, а также в десятой и одиннадцатой главах.

-  эпилог. В нем изображается отряд бойцов, который идет в темноте и снеге. За ним уцепился пес, а впереди Иисус Христос, который возглавляет с красным флагом в руках победный марш красногвардейцев.

Горячей ненавистью к старой жизни проникнута поэма Блока. С презрением рисует поэт образы врагов революции: злобного буржуа, трусливого попа, интеллигента. Старый мир боится революционной бури, дрожит за свою жизнь, предчувствуя неизбежную гибель:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост...

Блок радуется гибели старого мира и воспринимает революцию с восторгом.

Поэт ждал ее и готовился принять во всей реальности. В революции Блок увидел победное восстание «стихии»: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!», «Вперед, вперед, рабочий народ!» благословляет он героев поэмы двенадцать красногвардейцев. Ведь, они символизируют революционный народ.

Блок посвящает поэму изображению октябрьской революции. При этом, разумеется, он стремился найти новые, соответствующие теме средства художественного выражения. В поэме он использовал слова и ритмы народных песен и частушек, революционные призывы, часто сменяющимися стихотворными размерами.

Каждому человеку Всевышний дарит земную жизнь как подвиг. Блок выполнил этот подвиг, как поэт. Слово было его оружием, и с помощью слова он создавал иллюзию реальностью. Слова в его творчестве приобретают дополнительные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который читатель погружается. Он был поэтом –  величайшим поэтом современности.

 

 

Литература:

 

  1. Александр Блок. «Молодая гвардия». – Москва, 1969. – 320 с.
  2. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л.: Советский писатель, 1981. – 552 с.
  3. Чуковский К.И. Критические рассказы. Сочинения в двух томах. Том 2. – М.: Правда, 1990. – 620 с.

 

Кенжаев А. А.Блокнинг «Ўн икки» поэмаси ҳақида. Мақолада рус шеъриятининг “Кумуш асри” вакили, символист Александр Блокнинг жумбоқли асари ҳисобланмиш “Ўн икки” номли поэмаси тўғрисида ҳамда мазкур асарда муаллиф томонидан ишлатилган рамзий образлар, бадиий воситалар хусусида сўз юритилади.

 

Kenjaev A. About A. Blok's poem "Twelve". The article talks about the poem "Twelve", which is considered as an enigmatic work of symbolist Alexander Blok, representative of the "Silver Age" of Russian poetry, and about the symbolic images and artistic tools used by the author in this work.

 

 

Xorijiy filologiya jurnali tahrir ha'yati