Абдуллаева Лола Тохировна,
Старший преподаватель СамГИИЯ
В эпоху глобализации невозможно представить реальность без информационно-компьютерных технологий, служащих основным средством передачи информации, связи, обработки данных, контроля качества и количества на производственных объектах и даже провождения досуга человека.
Информация является важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни и деятельности человека. Как ни странно, но до середины прошлого столетия данная категория практически не рассматривалась с точки зрения ее влияния на личность или государство. Отношение к информации кардинально изменилось, когда люди начали осознавать и принимать информацию как стратегический ресурс развития общества и государства, поскольку «задача реформирования или соответствующей перестройки государственной информационной политики с целью значительного повышения ее эффективности приобрела особое значение в условиях нарастающей с конца XX века пятой информационной революции, связанной с созданием глобальных трансграничных информационных компьютерных сетей» [Ш.М.Мирзиёев 2019: 28].
Современные информационно-цифровые технологии произвели прорыв во многих сферах, так как позволили объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение. На основе цифровых технологий создаются мощные инновационные средства накопления, представления и передачи знаний, а также средства обучения. Развитие и широкое внедрение новых информационно-коммуникационных технологий значительно расширило границы образовательной сферы, обусловив необходимость цифровизации и информатизации образования.
Применение информационно-коммуникационных технологий в современной практике преподавания иностранных языков в корне способно изменить строение и динамику деятельности, пространственные и временные границы взаимодействия, способствуя формированию системы мотивационных составляющих, а именно познавательные, коммуникативные, социально-нормативные и творческие мотивы.
Особо следует отметить тот факт, что «большую актуальность в процессе обучения иностранному языку и формирования опыта межкультурной компетентности приобретает использование форм и технологий организации работы с обучающимися, способствующих снятию барьеров для бесконфликтного межкультурного взаимодействия» [Скоробренко И. А. 2018: 26].
Также необходимо подчеркнуть, что «перед современным преподавателем иностранных языков стоит очень важная проблема повышения интереса к изучению иностранных языков, который формирует устойчивую направленность студента на овладение глубинными знаниями и прочными практическими навыками, на достижение высокой степени владения иностранным языком» [Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А. 2019:8].
Модернизация системы образования и рост конкурентных отношений на рынке образовательных услуг актуализируют проблему совершенствования процесса профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, способных к самообучению и саморазвитию, готовых к наращиванию своих конкурентных преимуществ. Этот процесс во многом обуславливается повышением уровня информатизации образовательного процесса. Информатизации образования способствует создание и применение электронных образовательных ресурсов, содействующих формированию и развитию учебной автономии студентов и обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Как известно, электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде [Kavithanjali. J. 2019:775].
В педагогической литературе также широко освещены различные подходы к определению понятия «электронный образовательный ресурс». В педагогической практике можно выделить два основных направления понимания сущности электронных образовательных ресурсов:
1) понятие «электронный ресурс», предоставляющий возможность исследователям данной проблемы провести знак равенства между любым видом учебного материала в электронной форме и электронным образовательным ресурсом. Так, по мнению Н.В. Осетровой, к электронному образовательному ресурсу можно отнести любой воспроизводимый посредством компьютера информационный продукт [Осетрова Н.В. 2003:44].
2) понятие «электронный образовательный ресурс» составляет рассмотрение ЭОР как комплексного феномена, т. е. это комплексный тематически выстроенный учебный материал, представленный в компьютерной сети. А.А.Телегин, например, считает, что под электронным образовательным ресурсом подразумевается целая система представленного при помощи компьютерной техники упорядоченного учебного материала (в формате текстов, графических изображений, аудио, видео и т. п.), предполагающая его активное освоение обучаемыми с целью формирования у них совокупности знаний и практических навыков в определенной научной области [Телегин А.А. 2006:183].
Если анализировать понятия «ресурс», «образовательный ресурс», можно сделать вывод о правомерности существования обоих подходов в отношении назначения электронных образовательных ресурсов (источник учебного материала для аудиторной и самостоятельной работы студентов) и способа их представления (компьютерные технологии).
ЭОР как единичные учебные материалы в электронной форме в настоящее время трудно отнести к нововведениям, так как преподаватели во всех образовательных учреждениях работают с текстами, учебниками, пособиями в электронной форме, аудио – и видеофайлами, компьютерными презентациями. Такие образовательные ресурсы составляют хорошо освоенный этап информатизации образовательного процесса. Новый шаг в этом же направлении – комплексные ЭОР, представляющие собой целостную систему разного вида и формата учебного материала (в том числе логически выстроенный комплекс заданий как для совместной деятельности преподавателя и студентов, так и для самостоятельной работы студентов) и сопровождающего процесс обучения контроля. Комплексные ЭОР называют также мультимедийными ЭОР или открытыми образовательными ресурсами. Если анализировать преимущества ЭОР, нельзя не отметить, что ЭОР нацелены на комплексное рассмотрение учебного материала и обеспечивают все компоненты образовательного процесса. Это подтверждает тот факт, что кроме получения информации, ЭОР предполагают практическое применение знаний (практические занятия) и аттестацию, т. е. контроль достижений студентов в процессе освоения учебного материала. ЭОР предполагает не только совместную работу преподавателя со студентом, но и самостоятельную работу обучаемых.
Для подтверждения необходимости и целесообразности внедрения ЭОР в образовательный процесс как средства повышения качества обучения и модернизации образования в целом необходимо также проанализировать опыт применения ЭОР, имеющийся в практике преподавателей ВУЗов, и определить их эффективность. Такие методы исследования как сравнительный анализ, социологические опросы, интервьюирование, экспертные оценки позволяют определить эффективность применения ЭОР в реальном образовательном процессе. Так, например, преподаватели, имеющие опыт применения ЭОР, в процессе беседы отмечают оптимальное сочетание теоретического и практического аспекта обучения студентов, а также расширенные возможности организации контроля и самоконтроля и повышения интереса студента к будущей профессиональной деятельности, которые предоставляют электронные образовательные ресурсы. На основе личного опыта применения ЭОР при обучении английскому языку, отмечается формирование у студентов таких умений, как:
- умение планировать учебную деятельность;
- умение организовывать учебную деятельность согласно составленному плану;
- умение оценивать учебную деятельность;
- умение корректировать учебную деятельность.
При применении ЭОР в процессе обучения английскому языку происходит формирование автономии изучения английского языка, которая связана с формированием у студента готовности и привычки самостоятельно работать над языком, принимать собственные независимые решения и брать на себя ответственность за них в ходе обучения. Это связано с нацеленностью студентов на активизацию своей учебно-познавательной деятельности, включая ее планирование, оценивание и коррекцию.
Как считает большинство преподавателей, применение электронных образовательных ресурсов не приводят к сокращению времени, затрачиваемого на подготовку к занятию, но при этом сокращается время на обработку результатов контроля и повышается объективность оценивания за счет автоматизации. Непосредственное создание ЭОР может занять даже большее количество времени по сравнению с традиционным освоением учебного материала.
Как показывает практика, в настоящее время ЭОР применяются преимущественно дополнительно к основному курсу, как вспомогательный материал или как система самостоятельной работы студентов. Значит, задача преподавателя при этом определить сочетание материала, который будет представлен в ЭОР, и основного учебного материала, который будет представлен в традиционной форме в процессе непосредственного общения преподавателя и студента. В процессе реализации ЭОР также необходим контроль со стороны преподавателя, его анализ полученных данных об учебных достижениях студентов, поддержание двусторонней обратной связи, а также постоянное обновление его содержания. Анализ мнения преподавателей о качестве ЭОР и эффективности их применения в образовательном процессе свидетельствует о большой заинтересованности педагогов в использовании ЭОР на занятиях. Но, так как в большинстве случаев преподаватель сам делает выбор образовательных ресурсов для организации процесса обучения, многое зависит от его компетентности в сфере информационных технологий. Прослеживается зависимость эффективности применения ЭОР на занятиях от уровня владения преподавателем ИКТ. Недостаточность сформированных необходимых навыков приводит к низкой эффективности ЭОР. Такая взаимозависимость прослеживается в ответах 245 преподавателей ВУЗов УзГУМЯ и СамГИИЯ на вопрос о том, что приводит к снижению эффективности ЭОР: большинство преподавателей ссылаются на недостаточный уровень владения компьютерными технологиями и отсутствие помощи специалистов этой области. Кроме того, к факторам снижения эффективности ЭОР преподаватели относят неполноценное использование всех возможностей ЭОР, несоответствие ЭОР содержанию курса или особенностям аудитории, нехватку времени на разработку качественного ЭОР, психологические барьеры со стороны преподавателей и неподготовленность аудитории к работе с ЭОР, а также недостаточное техническое обеспечение.
Сравнение мнений преподавателей с различным опытом применения ЭОР позволяет сделать вывод, что оценка эффективности ЭОР меняется с увеличением опыта их использования: чем больше опыт работы педагога с ЭОР, тем выше, по его мнению, их эффективность. Это можно объяснить формированием и постепенным совершенствованием умений преподавателя видеть недостатки разработанного ЭОР, оптимально применять его в своей деятельности, своевременно корректировать и дополнять ЭОР, адаптировать его под особенности и потребности студентов, грамотно подбирать материал для создания ЭОР и определять соотношение его составляющих.
Отдельное внимание стоит уделить тому, что при умелом применении ЭОР, открывается ряд преимущественных возможностей в достижении целей и задач обучения и повышении его эффективности. Преимущества применения ЭОР в образовательном процессе:
1. ЭОР позволяют создавать яркий, насыщенный наглядно-демонстрационный материал, способствующий более эффективному усвоению и запоминанию содержания темы, поскольку будет задействована аудиовизуальная память, к тому же основная информация будет дублироваться в речи преподавателя, на слайдах, доске, видеофрагментах, комментариях и др.
2. ЭОР позволяют преподавателю быть «на одной волне» со студентами, найти с ними общий язык, войти в их доверие, ведь не секрет, что глобальная сеть и медиа-технологии все больше и больше овладевают вниманием современной молодежи, оказывая воздействие на ее восприятие мира и воспитание.
3. ЭОР имеют эффект «стоп-кадра», когда студенты в любой момент могут приостановить программу, если что-то недопоняли и при необходимости вернуться к предыдущему материалу и повторить или заново отработать его, чтобы лучше усвоить.
4. ЭОР способствуют индивидуализации обучения, при этом скорость, темп и порядок изучаемого материала определяют сами студенты, вырабатывая собственный стиль отработки темы. Это, в свою очередь, повышает усвояемость материала и работоспособность студентов.
5. ЭОР развивают творческий потенциал студентов, их креативизм, основанный как на научно-познавательных, так и интуитивно-эвристических методах поиска решений.
6. ЭОР открывают большие перспективы для реализации проблемного обучения, так как обладают значительным потенциалом для создания проблемных ситуаций и отработки новых навыков и умений.
7. ЭОР в современном образовательном процессе является бесценным средством организации самостоятельной работы студентов и повышения их интереса к изучаемому предмету.
8. ЭОР способствуют интенсификации обучения, позволяя за короткий промежуток времени усвоить большой объем учебной информации.
9. ЭОР очень эффективны при дифференцированном обучении – проведении занятий как с одаренными студентами, так и отстающими: отстающие могут наверстать упущенное, возвращаясь к слабоусвоенному учебному материалу, а одаренным предлагаются задания с большей степенью сложности.
10. ЭОР в игровой форме еще больше повышают интерес к учебному процессу, вносят разнообразие, снимают психологический барьер.
11. ЭОР – значимое пространство для раскрытия педагогического потенциала преподавателя, поскольку при умелом применении помогают проводить неповторимые, яркие, запоминающиеся занятия и вовлечь всех студентов в учебный процесс.
12. ЭОР можно применять на любом этапе занятия как для активизации познавательной деятельности студентов, так и для их расслабления.
13. ЭОР разряжают монотонную обстановку некоторых форм обучения, например, лекционных занятий, за счет разнообразия существующих мультимедийных средств, интерактивных технологий и глобальной сети (презентации, видео, анимации, тестовые системы, обучающие программы и т.д.).
Таким образом, применение современных инновационно-педагогических подходов и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяют создать на занятиях оптимальные условия для восприятия, понимания и усвоения учебного материала, повышают его информативность, обеспечивают интенсификацию и индивидуализацию процесса обучения, способствуют интеграции обучения, расширяя межпредметные связи в образовательном процессе.
При этом нужно отметить, что организация и проведение занятий с применением ЭОР требует от преподавателя определенных затрат времени и сил и возможна лишь при соответствующей технической оснащенности учебного процесса. Однако при осуществлении данного процесса, все усилия преподавателя окупаются достижением планируемых результатов занятия, существенно повышая его качественные параметры.
Литературы:
Аbdullayeva L. O’qish jarayonida electron manbalardan foydalanishning o’ziga xos xususiyatlari. Maqolada o'quv jarayonida o'quv materialini idrok etish, anglash va o'zlashtirish uchun maqbul shart-sharoitlarni yaratish, uning axborot mazmunini oshirish, ta'limni intensivlashtirish va individualizatsiya qilishni ta'minlashga imkon beradigan zamonaviy innovatsion pedagogik yondashuvlar va elektron ta'lim resurslaridan foydalanish haqida so'z yuritilgan.
Абдуллаева Л. The peculiarities of using e-resources in teaching process. The article discusses the use of modern innovative pedagogical approaches and electronic educational resources in the educational process, which allows to create in the classroom optimal conditions for perception, understanding and assimilation of educational material, increase its information content, provide intensification and individualization of the learning process, promote the integration of learning.