Переступая порог высшего учебного заведения, студенты непосредственно становятся членами научного сообщества. Студенты знакомятся с научной литературой, сталкиваются с включёнными в учебный процесс научно-исследовательскими заданиями. Вместе с тем перед ними открывается новый, сложный мир с совокупностью научных конвенций, т.е. «негласно принятых правил, соглашений, которым следуют ученые и которые эффективно влияют на их поведение и их суждения» (Kruse 2018: 122). Примерами таких правил являются отбор научной литературы, правильное научное изложение и ясная аргументация, корректное цитирование, академическое письмо и многие другие. Как показывает личная практика, большинство студентов, обучающихся на бакалаврском и магистерском образовательных уровнях, не владеют научно-исследовательскими навыками и, соответственно, научными конвенциями. И как показывает другая личная практика (зарубежный опыт), при целенаправленных усилиях учебных заведений, т.е. при правильном внедрении даже некоторых видов работ с элементами научно-исследовательской деятельности в процесс обучения достижение позитивных изменений возможно. Данная статья призвана познакомить читателей с практиками развития научно-исследовательских навыков у студентов филологических направлений на уровне бакалавриата в вузах Федеративной Республики Германии, а точнее в Техническом университете Дрездена (нем. Technische Universität Dresden), в Тюбингенском университете имени Эберхарда и Карла (нем. Eberhard Karls Universität Tübingen) и в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана (нем. Ludwig-Maximilians-Universität München).
Самыми запоминающимися моментами во время образования в вузах Германии (начиная с 2000 года) были организованные каждым университетом туры в университетскую библиотеку. Целью такой экскурсии является ознакомление учащихся-новичков с каталогом, услугами библиотеки, а также обучение эффективному поиску научной литературы, являющимся неотъемлемой частью любого исследовательского процесса. В настоящее время на сайте, к примеру, университетской библиотеки Тюбингенского университета, предлагается широкий спектр услуг (также онлайн) - знакомство с архивами университета, обучение поиску литературы, знакомство с программами управления библиографической информацией (библиографические менеджеры), обучение правильному цитированию и многие другие (см. URL: https://uni-tuebingen.de/einrichtungen/universitaetsbibliothek/lernen-arbeiten/schulungen-beratungen-fuehrungen/gesamtes-schulungsangebot/, дата обращения 22.12.2023). Умение правильно осуществлять поиск актуальной научной литературы и умение грамотно цитировать являются базовыми компетенциями, т.е. первостепенным условием для создания качественной научной работы. Ввиду этого в университетах Германии эти компетенции являются предпосылочными, позволяющими студентам выполнять различные задания в рамках их приобщения к научно-исследовательской работе.
Научно работать означает уметь систематически и с помощью признанных методов получать обоснованные знания о действительности, а также передавать эти знания другим (Sandberg 2013: 14). По собственному опыту можно с уверенностью сказать, что этому можно научиться только на практике. Ещё Аристотель писал: «Всему, что нам нужно научиться делать, мы учимся делая». В вузах Германии именно это широко практикуется. На протяжении всего периода обучения, начиная с первого семестра, студенты привлекаются к научному творчеству. При этом учебный процесс обогащён формами и методами, направленными на развитие у студентов различных навыков академического творчества. Ниже будут представлены несколько форм привлечения учащихся к научному творчеству, характерных для гуманитарных направлений. Некоторые формы, как можно будет заметить, схожи с национальными видами заданий, тем не менее будут приведены в качестве примера, поскольку они отличаются в рабочем процессе.
Развивается научное творчество в основном посредством Hausarbeit, работы, близкой по значению к курсовой работе. Hausarbeit является оцениваемой работой, т.е. обязательным требованием для получения кредитов (ECTS) в рамках семинарских занятий и требуется в гуманитарных направлениях в более 90% случаях (Steets 2001: 219-221). В начальной фазе обучения (Grundstudium, 1- 3 (4) семестр) студенты пишут работы объёмом 10-15 страниц, во второй половине, в основном периоде обучения (Hauptstudium, 4-6 (5-8) семестр), объём работы составляет 25-30 страниц. Главной отличительной чертой Hausarbeit является написание этой работы в свободное от учебных занятий время (vorlesungsfreie Zeit). По окончании каждого семестра студенты пишут несколько таких семинарских работ одновременно. При оценивании Hausarbeit 50% (из 100 %) приходится на содержание (cоответствие выбранных для работы теоретических концепций предмету/теме, критическое и рефлексивное обсуждение темы/литературы, аргументация и т.д.), 25 % на структуру работы (оглавление, его соответствие постановке вопроса, введение/заключение, обсуждаются ли результаты/тезисы/выводы и т.д.), 12,5 %, на cоответствие научным стандартам (список литературы, цитирование и т.д.) и остаток на грамотность и правописание.
Другой формой подготовки студентов к научной деятельности является реферат – устный доклад на семинарских занятиях с наглядной презентацией, также являющийся обязательным требованием для получения ECTS. Темы рефератов вместе со списком рекомендованной литературы к каждой теме предлагаются для выбора на первом занятии семинара. Рефераты часто выполняются в группе и имеют временные рамки выступления от 20 до 40 минут. Оставшееся время используется для вопросов и вовлечения аудитории к обсуждению. Здесь необходимо заметить, что для семинаров в немецких вузах характерно дискурсивно развивающееся преподавание (Ehlich/Graefen 2001: 359), поэтому после изложения знаний посредством презентации сразу следует обработка знаний посредством дискуссии. Как показал корпус Wiesmann, исследовавшей семинарские занятия различных направлений в начальной фазе обучения (Grundstudium), стандардным вопросом преподавателей для открытия дискусии после презентации является вопрос „Was können wir jetzt daraus machen?“, т.е. «Что мы можем теперь извлечь из этого?». (Wiesmann 2001: 255). В ходе дискуссии практикуются такие научно-исследовательские навыки, как умение обосновывать, оценивать, возражать, иллюстрировать (пояснять примером) и другие. В целом реферат способствует также развитию академической устной речи. При подготовке к докладу студенты учатся кроме того находить, обрабатывать литературу, т.е. работать со сложными научными текстами.
Совершенно новым видом работы, с которым удалось столкнутся в немецких университетах, был семинарский протокол. Этот тип работы широко применяется на семинарских занятиях, выполняется студентами как в одиночку, так и коллективно и тоже является условием для получения кредитов. Семинарский научный протокол относится к так называемым «коммуникативным протоколам»[1], и его функция состоит в сжатом изложении основной информации, полученной и обсуждённой во время всего семинара, с учётом хода аргументации. Как было упомянуто выше, для семинаров характерно дискурсивное продуцирование знаний, а это означает, что семинарский дискурс не протекает, как скажем лекция, по заранее спланированной структуре, а часто имеет запутанную общую аргументативную структуру. Составитель протокола должен следовать дискурсу, одновременно делать записи, селектируя информацию и в конце должен суметь воспроизвести весь этот дискурс. Написание семинарского протокола вызывает таким образом определённые трудности и требует помимо хороших рецептивных и продуктивных навыков научного языка тщательной подготовки к теме семинара. Среди основных функций протокола следует отметить следующие:
Все три вышеназванные формы работы выполняются студентами на семинарах в совокупности. При посещении, допустим, четырёх семинаров в семестре, студент пишет минимум 2-3 семинарские работы (Hausarbeit), готовит 4 реферата и минимум 2-3 протокола, а также сдаёт итоговые экзамены[2]. Можно легко посчитать количество выполняемых работ в течении всей учёбы, и это объясняет тот факт, что учащиеся в вузах Германии находятся в постоянном рабочем ритме, даже в свободное от занятий время.
Суммируя вышесказанное, можно заключить, что в развитии научно-исследовательских навыков у студентов и в усвоении научных конвенций основное содействие оказывают вузы и др. образовательные учреждения. Поэтому хочется выразить надежду на то, что следующие рекомендации найдут свое отражение в учебных программах национальных вузов:
Также успешными будут параллельно и профессиональная подготовка будущих специалистов, их активное участие в различных видах научно-исследовательской деятельности в рамках и за пределами вуза и, наконец, их интеграция в мировое научное сообщество.
Список использованной литературы:
[1] Различают также протоколы эксперимента и исследования в области естественных наук в целях описательной записи наблюдаемых событий (Moll 2001: 231).
[2] Итоговые экзамены сдаются по окончании семинаров и лекционных занятий отдельно, т.е. за посещение лекции студент получает кредиты, но только в том случае, если успешно сдан итоговый экзамен.