Харуки Мураками романист и рассказчик, переводчик и автор «Джазовых портретов». Характерной чертой его художественных текстов является значимость концепта «музыка». Индивидуально когнитивное пространство творческой личности, его когнитивный уровень [Караулов 2004], единицами которого являются «идеи и концепты». Они не просто изучаются литературоведами, но их репрезентация анализируется в тексте.
В.В. Красных выделяет такое понятие как когнитивная база – «определенным образом структурированная совокупность необходимо обязательных знаний и национально-детерминированных и минимизированных представлений того или иного национально-лингво-культурного сообщества, которыми обладают все носители того или иного национально-культурного менталитета» [Красных 19981:68]. К когнитивной базе писателя должно добавить творческие когнитивные способности, индивидуальный профессиональный опыт, всестороннее изучение предмета творчества. В когнитивную базу Харуки Мураками входит его обширные познания как классической музыки (оперы, симфоний), так и современной рок-музыки и джаза. «Джазовые портреты» особый «не художественный жанр», скорее личные впечатления автора, основанные на глубоком познании и понимании сути этого вида искусства. Отметим, что Харуки Мураками создает каждый портрет любимого музыканта как «эмоциональное признание» в любви и столь же эмоциональное объяснение своих слов. Писатель не использует музыкальные термины, обращается к многочисленным тропам и «далеким от музыки», личностным ассоциациям.
В портрете Джулиана Кэннонбола Эдедерли доминирует субъективное восприятие: «Дикое воображение, веселящая душу игра, пронзительный, словно крик души, звук» (Мураками 2005:61). 野生の想像力、楽しいゲーム、魂の叫びのような突き刺さるサウンド。 (村上2001:50).
Отметим, что все «Джазовые портреты» содержит концепт «душа», знаковый для Мураками концепт, к смыслу которого он прибегает в самых лирических или драматических ситуациях произведений. Эмоции, впечатления от игры джазмена выражены в тексте столь же субъективно: «Ты как бы погружаешься во тьму. Вокруг тебя все пропитано ядом. И вдруг тебе становится легче» (Мураками 2005:61). まるで暗闇に落ちていくような気分です。あなたの周りのものはすべて毒で飽和しています。そして突然気分が良くなります。(村上2001:50).
Когнитивный подход к творческой деятельности писателя находится сегодня в центре внимания исследователей авторского уникального сознания: Л.О. Бутанова предлагает формулу «текст как модель авторского сознания» и пишет об эмотивности произведения: «Система авторских эмоций выражается языковыми единицами текста, способами их комбинирования и трансформирования. Комбинаторика вербальных компонентов реальный показатель мест эмотивного напряжения для реципиента… Для исследователя это маркеры, акцентирующие места представления авторского смысла» (Бутакова 2001:107). Основной концептуальной единицей маркером, которая встречается во всех «Джазовых портретах», является концепт «душа». Система авторских эмоций всегда неожиданная. К примеру, в портрете саксофониста Сонни Роллинза Харуки Мураками использует весь потенциал литературно-философских сравнений (что также подчеркивает интеллектуальный потенциал его авторского сознания- Б.Н.): «Оставляя нетронутой внешнюю структуру, он прибегает к текстовым перестановкам внутри композиции… С присущей ему юнговской иррациональностью…» (Мураками 2005:121).
外部構造をそのままにして、彼は構成内のテキストの再配置に頼っています...彼の特徴的なユング的不合理性により。(村上2001:112).
Субъективные эмоции всегда формирует концепт «душа»: «…слушая ее, как бы принимаешь в свою душу удары мягкого, тупого орудия» (Мураками 2005:122). 彼女の話を聞いていると、まるで柔らかく鈍い楽器の打撃を魂に受けているかのようです。(村上2001:113).
Концепт «душа» в различных портретах может существовать в метафорическом контексте. Выражая восторг по поводу игры на гитаре Уэса Монтгомери, Мураками создает «пик» эмоций: «Слушая красивый унисон гитары и саксофона…душа просится танцевать» (Мураками 2005:146). ギターとサックスの美しいユニゾンを聴くと…魂が踊りを求める。(村上2001:136).
Комбинируя и трансформируя около смысловое поле концепта «душа», писатель делает его центром сравнения: «и она никогда не тускнеет, как живет в душе образ когда-то встретившегося вам красивого человека» (Мураками 2005:198). それは決して色褪せない、かつて出会った美しい人の面影が魂の中に生き続けるのと同じように。(村上2001:189).
В представлении Харуки Мураками концепт «душа» многомерен и имеет пространственные характеристики («во всех уголках души», «в глубине души», «широта души»), густонаселен: «взывают к стае голодных волков, притаившихся в душе человека» (Мураками 2005:34); 人間の心に潜む飢えたオオカミの群れに訴える。(村上2001:27). Музыка способна «тронуть душу». Писатель олицетворяет «душу», метафорически связывая ее с самопознание: «душа уносится». Слушая пианиста Билли Эванса, Харуки Мураками как бы подчеркивает процесс измененного самосознания и физического состояния- «становится жарко»: «Душа, горячо любящая мир, с одной стороны, -и душа, рвущая этот мир на части, с другой» (Мураками 2005:54). 一方では世界を情熱的に愛する魂、もう一方ではこの世界を引き裂く魂。(村上2001:48).
Концепты «душа и сердце» для писателя не синонимы. Так, исполнение Тедди Уилсона «трогает за душу», «игра способна исцелить душу»: «В нем чувствуется пульсирующее сердце, искренняя душа, оно ведет трудно выразимый чувственный диалог» (Мураками 2005: 138). 鼓動する心臓、誠実な魂が感じられ、表現するのが難しい官能的な対話が行われます。(村上2001:130).
Выделим еще один существенный для восприятия автора «Джазовых портретов» момент, который доминирует в союзе исполнитель-слушатель- диалог. «Красной линией» через все эссэ проходит убеждение Харуки Мураками о важности связи, своеобразного диалога: «Бикс вглядывается не в ноты и не в аудиторию, а словно ищет глазами душу» (Мураками 2005:58). ビックスは音符や聴衆を見るのではなく、その目で魂を探すかのように見つめる。(村上2001:49).
В «Джазовых портретах» писатель помещает концепты «музыка, джаз» в один ряд с такими абстрактными понятиями как «пространство», «вселенная», «особенный мир», который создают талантливые музыканты. Приобщение к ним дается, считаем, таким избранным как Харуки Мураками: «Какие-то три минуты игры, а в них- вся вселенная» (Мураками 2005:58). ゲームの約 3 分間、宇宙全体がその中にあります。(村上2001:49).
В. Беспалова подчеркивает базу творческого сознания писателя -концепт: «…единица сознания поэта или писателя, которая получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений» (Беспалова 2002: 6).
Все вышесказанное позволяет увидеть еще одну особенность авторского сознания писателя Харуки Мураками - умение вербально передать свой диалог с великими джазменами, иносказательно передать свой чувственный мир слушателя и ценителя любимых мелодий.
Примечательно, что невозможность объяснения словами эмоционального воздействия игры, писатель выразил «высоким сравнением»: «…никому не нужный Монк играл как Бог на душу положит» (Мураками 2005:21). 役立たずの僧侶は神が喜ぶように遊んだ。(村上2001:12).
Считаем, что к концепту «душа» Харуки Мураками логично присоединил близкое по семантике «сердце», а поскольку эти понятия как бы входят в орбиту божественного, то как высшее начало всего чувственного, использует его и сопутствующие понятия (райский сад, рай). Мураками выделяет именно те произведения любимых исполнителей, которые потрясают его. К примеру, исполнение произведения «How High The Moon» Каунта Бейси объясняется «высокопарно»: «…я прибавляю звук и, отдавшись течению музыки, понимаю, что попал в рай» (Мураками 2005:86). 音量を上げて音楽の流れに身を委ねると、ここが天国だとわかります。(村上2001:80).
В этом же семантическом ряду подчеркнем сравнение с ангелом, что является высшим «божественным» проявлением мастерства джазмена. Писатель дает четкое определение двум музыкантам: Если Чарли Паркер был чудо-ангелом, то Арт Пеппер вероятно - однокрылым ангелом -метаморфозой», расшифровывая и углубляя впечатление от виртуозной игры Арта: «Он единственный, кто действительно смог соединить в одном музыкальном образе леденящую остроту альт-сакса с тем, что за ней стоит, виртуальным райским миром» ( Мураками 2005:225). アルトサックスのゾクゾクするような鋭さとその背後にある仮想楽園の世界を、ひとつの音楽イメージの中に本当に組み合わせることができたのは彼だけだ。(村上2001:218).
В заключении можно отметить, что «Джазовые портреты» Харуки Мураками - явление уникальное, доказывающее филигранное владение писателем языком, раскрывающим еще одну палитру авторского сознания: «Текст не перестает быть моделью, структурирующей авторскую и социальную психику…» (Ковалев 2009:40). Маркерами эмотивности автора является базовые концепты (душа, сердце, система тропов).
Список использованной литературы:
1.Беспалова О.В. Концептосфера поэзии Н.С.Гумилева в ее лексическом представлении: Автореферат дис… канд.фил.наук. СПб, 2002. - 24 с.
2.Бутакова Л.О. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект. - Омск, 2001. – 459 с.
3.Ковалев О.А. Нарративные стратегии в литературе (на материале творчества Ф.М.Достоевского). Барнаул, Из-во Алтайского гос. Ун-та, 2009 – 198 с.
4.Красных В.В. От концепта к тексту и обратно// Вестник МГУ. Серия Филология. № 1, 1998. С. 53–70.
5. Харуки Мураками Джазовые портреты М.:ЭКСМО, 2005. – 240 с.
Bakayeva N. Xaruki Murakamining "Jazz portretlari" ning hissiy matni uchun markerlar tizimi. Ushbu maqolada Xaruki Murakamining “Jazz portretlari” asarida muallifning his-tuyg‘ularining namoyon bo‘lish tizimi tahlil qilinadi, ular taqqoslash, metaforalarda, "Qalb" tushunchasining maydon modeli atrofida ifodalanadi. Qayd etilishicha, “yurak” va “farishta” tushunchalari muallif ongining belgilaridir. Bu tushunchalar Xaruki Murakami mualliflik ongining xususiyatlarini aks ettiruvchi matn modelining parametrlari hisoblanadi.
Bakaeva N. System of markers for the emotional text of “Jazz Portraits” by Haruki Murakami. This article analyzes the system of manifestations of the author's emotions by Haruki Murakami in “Jazz Portraits”, which is expressed in comparisons, metaphors, around the field model of the concept “Soul”. It is noted that the concepts “heart” and “angel” are markers of the author’s consciousness. Such a field device is the parameters of the text model, reflecting the features of the author's consciousness of Haruki Murakami.