Научно-теоретическая проблема ценностно-смыслового управления временем во взаимосвязи данного понятия по логике предложенного Манделем Б.Р. в смысле того, что «…время главное богатство личности, которое включает в себя три фактора: прошлое, настоящее и будущее. Движение времени исчисляется не количеством минут и часов, а событийно, чем больше событий в минуту, месяце, года проживает человек, тем быстрее действительно идет движение человека во времени к той цели, которую изначально он себе подставил [1, с. 48]. С этой точки зрения понятие «время» ее ценности и смысл представляет интерес в разных отраслях знаний в аспекте две главные ее составляющие – системы ценностных ориентаций и системы личностных смыслов, где эти вопросы подробно изложены в вопросах [2,3,4]. Что касается понятийной сущности и целевой задачи ценностно-смыслового управления временем в достижений целей инновационного развития вузов, то в этом аспекте считаем целесообразным рассматривать следующие стратегические задачи: во-первых, о том, как воспринимают, разъясняют, понимают, придают смысл субъекты целостного педагогического процесса в вузе на основе «понятии времени», использование времени, «оценка достигнутого результата за определённый промежуток времени», «какие достижения – учебные или интеллектуальные имеет студент с момента поступления в вуз, а как оценивается результативность данного процесса в некотором интервале времени, например, после первого месяца проводился ли системный мониторинг, обработаны ли эти результаты, через год, через два года, естественно до окончания вуза», «как оцениваются и какие критерии приняты по использованию резерва времени при реализации образовательных программ и в этом смысле какие результаты имеются и как оценивается уровень этих достижений, по какой методике, на основе каких принципов, на основе какого опыта, имеется ли, по подобной модели опыт в других странах мира, так как вузы страны применяют также базовые принципы Болонского процесса и Всеобщей хартии университетов при «субъектно-субъектное взаимодействие студентов» принимая при этом за основу пирамиду формирования знаний и эффективности различных методов обучения [5, электронный ресурс в сети интернет], согласно представленной модели в зависимости от реализации методов обучения, существует вероятность запоминания пройденного материала с учетом формируемых знаний: в процессе проведения чтение лекционных занятий - до 10%, проведения занятий с использованием аудиовизуальных материалов - до 20%, с использованием наглядной демонстрации - до 30%, в процессе обсуждения выбранных в соответствии с программой обучения тематики для обсуждения - до 50%, практические занятия - до 75%, обучения других - до 90%.
В упомянутой ранее постановке задачи в словаре русского языка Ожегова С.И. в смысле разъяснения понятия времени даются следующе определение: «время- 1. Одна из форм наряду с пространством» существование бесконечно развивающейся материи – последовательная смена ее явлений и состояний. 2. Продолжительность, длительность чего-нибудь измеряемая секундами, минутами, часами. 3. Промежуток той или иной длительности, в которой совершается чего ни будь, последовательная смена часов, которые могут встречаться в таких словосочетаниях «вовремя, время от времени, все время и т.д.» [6, с. 102-103].
Рисунок 1. Особенности формирования знаний и ценностно-смысловое управление временем, основанные на пирамиде эффективности различных методов обучения.
В соответствии с приведенной информацией понятийной сущности «времени» еще раз констатируем на следующие значения этого явления «…продолжительность, длительность чего- ни будь или промежуток той или иной деятельности, в которой осуществляется что-ни будь». Применительно к действию студента за заданный промежуток времени по избранной профессии в соответствии с рассмотренной практикой реализации кредитной технологии обучения студент должен освоить i-той программы обязательных и n-го количество программы элективных дисциплин и пройти, как минимум, 4 вида учебных, технологических, производственных и преддипломных практик, в процессе которых формируются не только соответствующие навыки и знания в области формирования знаний, умений и навыков на основе программы каждой изучаемой дисциплины, но и с учетом базовых требований оценок результативности обучения, может определять критерии и модели на основе которых производят оценку успешности обучения в процессе проведения каждого из двух семестров промежуточного контроля (ПК1, ПК2) и организации финального экзамена. Следовательно, время становится важным фактором, на основе которого студент должен выполнять соответствующие требования. В структуре слагаемых достижений учебных целей также входят резерв времени, в котором студент должен посещать занятия (ВР1), участвовать на практических и других видах занятий (ВР2), выполнять семестровые задания по каждой i-той и n-ой, которое тоже требует учета фактора времени, так как устанавливаются предельные сроки сдачи этих требований, для самостоятельной работы по работе с литературными источниками и других формами работы на усмотрение студента (ВР3), для творческого саморазвития (ВР4), для участия в различных конкурсах по интересу (ВР5), занятие спортом (ВР6), свободное время (ВР7) и ряда других, которые в сумме определяют на сколько эффективно с заданным смыслом использовано время. Мандель Б.Р. в аспекте выбора методов психологической диагностики отмечает, что «движение времени исчисляется не количеством минут и часов, а событийно», следовательно на сколько эти периоды распределения задач использованы с точки зрения ценностно-смыслового управления временем вводим такие понятия, как адекватное использование времени, которое, по мнению Брайана Трейси означает управление своей жизнью (АИВ, по этой же логике для ЭИВ и ОИВ)- это когда все предусмотренные задачи выполнены в соответствии с требованиями вуза и освоения дисциплин, ЭИВ – эффективное использование временем – это когда кроме учебных достижений студентом выполнены самостоятельно творческие и инновационные проекты или другие виды работ, которые можно отнести к следующему рангу рейтинговой оценки деятельности, ОИВ – оригинальное использование резервов времени не только по достижению целей обучения, но и с дополнительной результативностью и участием в конкурсах, курсах, освоением нового материала с опережением для составления портфолио будущего специалиста, где можно составить следующий ряд: АИВ⥄ЭИВ⥄ОИВ. С учетом предложенных критериев ценностно-смысловое управление временем, в котором учтены только положительные стороны данного процесса, естественно в условиях реального времени могут существовать и следующие условные критерии пренебрежения к ценности и смыслу использования времени. В соответствии с определением Брайана Трейси «управление временем, на самом деле означает управление своей жизнью». АПВ – абсолютное пренебрежение учетом фактора времени, то есть оценочные критерии модели поведения по замыслу «когда-либо, то можно выполнить». НПВ – неосознанные поступки понимания сущности невозвратимости времени, то есть «все, что можно было выполнить до этого времени, могло исправить положение». ППВ – простое использование времени, то есть неумение соотносить то, что требуется от личности выполнить в этот промежуток времени не достигнуто и «отсутствует переживание и ответственность за такое поведение». С учетом предложенных выше критериев условного использования времени, можно представить следующую пирамиду достижения конкуренции и успехов в обучении на основе реализации базовых принципов ценностно-смыслового управления временем по формированию успешной личности и профессионального роста студента-будущего специалиста в вузе.
Рисунок 2. Пирамида потребности достижение жизненных успехов во взаимосвязи ценностно-смысловое управление временем личности в инновационной образовательной и культурной среде вуза, которое в этой иерархии можно выделить следующие мотивы: М1 – направленность (мотивы и мотивации) на адекватную адаптацию к требованиям реализации кредитной технологии обучения и проявляемая при этом ответственность. М2 – направленность (мотивы и мотивации) на достижение успехов и результативность обучения на каждом этапе обучения в вузе. М3 – направленность (мотивы и мотивации) (мотивы и мотивации) на взаимодействие с работодателями по достойному трудоустройству по мере окончания вуза или процесса окончания. М4 – направленность (мотивы и мотивации) на достижение профессиональной компетентности и конкурентоспособности. М5 – направленность (мотивы и мотивации) на выбор стратегии карьерного роста и постоянного самосовершенствование. М6 – направленность (мотивы и мотивации) на признание успехов и обновление портфолио достижений с целью эффективной презентации сформированности взглядов нравственных императив и жизненных стратегий.
С учетом иерархии распределения задачи и выделенных мотивов и мотиваций мотивационно-развивающих педагогических технологий, как приводит М.Буланова-Тополкова. В целом развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием происходит в ряде направлений, то есть: «⥄укрепляются идейная убеждённость, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности⥄ совершенствуются, «профессионализируются психические процессы, состояния, опыт; повышаются чувства долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, выступает рельефная индивидуальность студента ⥄растут притязание личности студента в области своей будущей профессии ⥄на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растет общая зрелость, и устойчивость личности студента ⥄повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта необходимых ему как будущему специалисту ⥄закреплять профессиональную самостоятельность и готовность к будущей практической работе» [8]. При выборе условных критериев оценки эффективности использования времени, прежде всего, нами принято во внимание позиция одного из известных ученых в области психологии успеха и достижений Брайана Трейси, который обращаясь к будущим поколениям успешных личностей отмечает: «управление временем на самом деле означает управление своей жизнью» и для достижения этих целей выдвигает нескольких постулатов и правил, то есть «следует часто повторять – моя жизнь значима и важна и я ценю каждую ее минуту и каждый ее час. Я буду использовать эти часы правильно, чтобы добиться максимума из того, что могу за то время, что мне отпущено», «примите решение, как обрести новые позитивные представления о себе и собственной продуктивности», определите свои ценности», «часто анализируйте себя», «думайте медленно…решайте быстро», «стройте планы с мыслю о будущем», «оценивайте настоящее с точки зрения будущего», «используйте время с выверенной заданной целю», «разрабатывайте планирование достижения целей», «определите области достижения ключевых результатов», «упражняйтесь в целеустремленности», «осуществите мысленное самопрограммирование», «сгруппируйте задачи», «читайте быстрее и запоминайте больше», «создавайте систему», «читайте книги быстрее» [9, с. 6-136], и с учетом этих выдвинутых идей и гипотез выбора эффективной модели использования времени в аспекте тех запрограммируемых формируемых качеств, к которым стремится человек, в нашем случае студент, который обучается в вузе и управляет временем при этом, рассматривается как управление изменениями, которые должны происходить с учетом приобретаемых знаний, умений, навыков и компетентностей и виртуальное проектирование будущего, на примере поэтапного построения карьерного роста студента на каждом этапе обучения в вузе, с учетом концентрацией жизненной энергии, проявления волевых качеств и если этот процесс представить как организацию самотренинга по достижению запрограммированных изменений. По мнению Б. Мастерова можно ожидать достижение следующих системных эффектов, которые можно разделить на три типа; «ресурсные (изменение – развитие или нивелирование личностных особенностей) ⥄инструментальные (освоение навыка, технологии) ⥄концептуальные (изменение видения, отношение к картине мира) [10, с. 9]. Если учитывать тот факт, что, по мнению Брайана Трейси «управление временем на самом деле означает управление своей жизнью» и факторы, связанные с возможными изменениями, которые могут произойти с учетом заданных целей ценностно-смысловое управление временем и если принимать во внимание мотивы и мотивации, приведенные в пирамиде базовых условий формирования профессиональной компетентности и роста студента – будущего специалиста (рис. 1). Следовательно, можно вводя следующие обозначения представить базовую матрицу взаимосвязи задач по формированию системных, «запрограммируемых» системных знаний, умений и навыков студентов (ЗФК), которые взаимосвязаны с выбором модели поведения личности по использованию предусмотренного резерва времени для достижения каждой цели (ИРВ), способствующей реализации управления изменения времени на основе разработки прогностика-диагностических моделей оценки профессионального роста - компетентности будущих специалистов в инновационной среде вуза (ПМК). С учетом принятых условных обозначений можно представить в виде следующего логического ряда, то есть: ЗФК1⥄ИРВ1⥄ПМК1… ЗФК2⥄ИРВ2⥄ПМК12… ЗФКn⥄ИРВn⥄ПМКn, условно характеризующее системную взаимосвязь факторов формируемых системных знаний, ценностно-смысловое управление временем по каждой из выбранной цели и критериев, характеризующих профессиональный рост студентов с учетом достижения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности в контексте реализации задач «экономика, основанная на знаниях», которая по мнению Белл соответствует следующим базовым характеристикам, «когда центральная роль отводится теоретическим знаниям, которые становятся основой технологической инновации ⥄создание новой интегральной технологии, позволяющей находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим и социальным проблемам ⥄достижение наукой зрелого состояния, связь науки и технологии как основная черта постиндустриального общества [11, с. 10‑11], по мнению А. Новикова «в условиях постиндустриального образования следует учитывать, что будущее наступает гораздо быстрее, чем в прошлые эпохи…к встрече с будущим надо готовиться. И надо готовить это будущее, в том числе и в первую очередь готовить систему образования для этого будущего [12, с. 6].
Что касается принятых условных обозначений по ранее установленным критериям для студентов - главных участников целостного педагогического процесса - студентов к пониманию сущности и целевых задач учета фактора времени на основе взаимопроникновения компонентов и базовых характеристик двух форм управления, то есть управления изменениями и временем, то нами с точки зрения реализации дидактических идей образовательно-воспитательных технологий и ценностей этих понятий вводится базовая критерия, что в качестве «арбитра» в каждом отдельном случае вступает «время», отведенное для достижения целей обучения и саморазвития в вузе, которое в соответствии с определением Васильченко Ю.В. данное понятие характеризует следующим образом: «время – во-первых, физическое явление, ключевым свойством которого для человека является необратимость; во-вторых, измеримый ресурс, допускающий осуществление по отношению к нему операции распределения, обмена, структурирования, конвертации в другие ресурсы (финансы, материалы, информация, энергия). [4, с. 18]. С точки зрения выбора модели поведения личности, по части эффективного использования времени, по мнению Брайана Трейси «если человек ценит самого себя, то он и время свое будет использовать наиболее эффективно. Он знает, что его время – это его жизнь [13, с. 22]. С целью достижения системного воспитательного эффекта реализации двухмодельной системы управление временем за основу принимаем идеи и замыслы распространённые в Японской системе менеджмента, выражающих «точно вовремя», которые приняты во многих развитых странах мира в области современной концепции управления персоналом и если эту идею перенести и условно смоделировать с точки зрения оценки поведения студентов в образовательной среде вуза, то слово «точное время» в идеальном варианте эффективного использования времени, означает, что студент на основе данной модели поведения «точное время» посещает занятия, выполняет самостоятельные работы по каждой отдельно взятой дисциплине, представляет и защищает их с учетом установленных сроков и правил, осуществляет все другие существующие требования вуза с учетом критериев оценки успешности, а также при достижении ожидаемого системного эффекта формирования профессиональных знаний, составляющих базовую основу для построения и реализации модели карьерного роста с учетом виртуального проектирования возможного трудоустройства по избранной специальности как внутри страны, так и за ее пределами, так как такая возможность представляется базовыми принципами Болонского процесса и Всеобщей хартии университетов [14, с. 364]. С учетом составления рангового анализа сравнения и сопоставления, основанное на идеальном варианте эффективного использования времени в реализации модели ЗФК1⥄ИРВ1⥄ПМК1, все что находится в диапазоне противоположности этих критериев или же частично удовлетворяющих определенных слагаемых оценки достижения студентов, то есть когда студент соответствует одной из выше принятых условных моделей поведения АПВ, НПВ, ППВ, следовательно на их основе предусматривается проведение серии тренингов и других программ, создающих условия выбора соответствующих моделей достижения целей в жизни, так как умение проектировать свои цели и как отмечает Патрик Эдблад умение осознать свою ответственность за свое будущее, что «для достижение успеха, где бы то не было нужна готовность делать одно и тоже изо дня в день» [16, с. 9]. В продолжение этой мысли Симонова Е.М. отмечает, что «если готовить себя к самореализации в условиях создания «идеальное будущее», то специалист в этих условиях должен соответствовать этим требованиям, то есть иметь «глобальное мышление», «избирательно-деловую память» обусловленную прагматическими интересами, логикой, полезностью и правильностью; склонностью к аналитике; IT-технологиям; способностью видеть общую картину и т.д.» [15, с. 144].
С целью оценки актуальности, одобрения или выражения критических взглядов опросы проводились на основе предложенных выше моделей и дидактических принципов научно-теоретического обоснования разработки и реализации мотивационно-развивающих технологий во взаимосвязи с ценностно-смысловым управлением времени на основе пирамиды формируемых знаний, мотивов и мотиваций, способствующих профессиональному росту студентов – будущих специалистов с участием 315 студентов и 18 преподавателей проводились серии социологических исследований. Ответы распределялись следующим образом: из 6 возможных моделей поведения 12% выразили, что они в принципе соответствуют АИВ, 8% - ЭИВ, 3% - ОИВ, 17% - АПВ, 14% - НПВ, ППВ – 44%. Что касается мнения преподавателей из количества опрошенных, которые принимали участие в проведении формирующих экспериментов, свое мнение они выразили следующим образом: «предложенные идеи и замыслы обращения студентов к пониманию сущности времени и умению использовать этот фактор во время учебы в вузе» 32% опрошенных оценены на весьма высоком уровне, на высоком уровне – 14%, в процессе реализации опыта имеется хорошая перспектива – 40%, не одобрили, с позиции, что внедрять этот опыт весьма затруднительно – 14%.
Литература:
Djafarzoda S. Theoretical substantiation and characteristic features of value and semantic time management in the process of implementation of motivational development technologies in the educational environment of the university. Based on the scientific and theoretical substantiation of each individual component in achieving the common goal of developing and implementing motivational and developmental technologies in the relationship of value-semantic time management, the article clarifies the concept of time management in the sense of managing the goal of life, since the concept of "time management" is controversial and difficult in the implementation of these tasks. The article provides a rationale for the choice of six models of conditional behavior of students, both in terms of showing responsibility for the use of time in the sense of professional growth, and those categories that are dismissive of this factor. The results obtained were tested in real pedagogical practice, taking into account the opinions of students and teachers.
Джафарзода С. Теоретическая обоснованность и характерные признаки ценностно-смыслового управления временем в процессе реализации мотивационно-развивающих технологий в образовательной системе вуза. В статье, на основе научно-теоретического обоснования каждой отдельной составляющей в достижение общей цели разработки и внедрения мотивационно-развивающих технологий во взаимосвязи ценностно-смысловым управлением временем, приводится уточнение понятия управления временем в смысле управления целью жизни, так как понятие «управление временем» является спорным и сложным в осуществление этих задач. В статье приводится обоснование выбора шести моделей условного поведения студентов, как с точки зрения проявляющего ответственность за использование временем в смысле профессионального роста, так и тех категорий, которые пренебрежительно относятся к данному фактору. Полученные результаты прошли апробацию в реальной педагогической практике с учетом мнения студентов и преподавателей.